• Zero tolerance mode in effect!

Потенциал и экспорт системы ПРО "Кипат Барзель" ("Железный Купол")

Не совсем. Конкурс был проведен среди существующих систем. Buy off the shelf. Так что никакого ожидания разработки не было. Дали некоторое, очень короткое ,время на доработку после того как познакомили производителей с требованиями. Точнее просто на подготовку к испытательным стрельбам. Провели стрельбы. Кто был ближе всех к начальным требованиям - получил контракт. Это имхо их обычный способ проведения тендеров off the shelf
не совсем так - миниатюрный перехватчик был разработан под него, как и универсальная пусковая установка (так же сначала там был AIM-9R, потом перешли на AIM-9X). после чего требования были полностью пересмотрены и программа уплыла в сторону защиты от крылатых ракет, купол взяли для защиты авиабаз, как временную меру, а от исходной программы отказались
 
Помогите определиться с видео: Аэродром в Сирии Хмеймим, отражение ракетной атаки
Поцриоты с пеной у рта расхваливают расейскую вундервафлю, которая ну явно из компьютерной игры. Надо ткнуть мордой в ссылку.
А что там обсуждать? На видео очевидно американский Фаланкс.
 
А что там обсуждать? На видео очевидно американский Фаланкс.
Вот до чего пиндосы россию боятся. Предоставили свои фаланксы российскую базу защищать. Это вам не просто многоходовочка. Это шах и мат
 
Фаланкс. Понятно, спасибо. Видеозапись - это же из компьютерной игры? Дым там рассеивается неестественно быстро. Из какой игры? подскажите, пожалуйста.
 
http://nvo.ng.ru/armament/2019-10-04/1_1064_kupol.html
В настоящее время в Израиле создана и достаточно успешно действует эшелонированная система противоракетной обороны (ПРО), одним из элементов которой, причем одним из наиболее важных, является всепогодный тактический комплекс ПРО «Железный купол» (англоязычный вариант названия – Iron Dome). Он обеспечивает защиту израильских городов и важных объектов на ближнем рубеже. Комплекс в первую очередь предназначен для перехвата неуправляемых ракет, реактивных и артиллерийских снарядов, а также минометных мин, но при необходимости может применяться и для поражения отдельных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов.

История создания «Железного купола» и результаты его боевого применения заслуживают отдельного материала (а то и нескольких), поэтому в данном случае мы рассмотрим только состав этого противоракетного комплекса и имеющиеся на сегодня его модификации различного типа базирования.

Главное – мобильность

В состав комплекса «Железный купол», по данным компании‑разработчика и по информации, которую можно почерпнуть в общедоступных зарубежных источниках, входят следующие системы и оборудование.

Пункт боевого управления и контроля, в котором располагаются все командно‑контрольное оборудование и автоматизированные рабочие места операторов боевого расчета комплекса.

При этом боевая информационно‑управляющая система комплекса среди прочего обеспечивает, по данным от РЛС, расчет траектории полета целей и определяет – опасна она или нет, то есть подлежит ли перехвату или она не угрожает обороняемому объекту и на нее можно не тратить дорогостоящие противоракеты. Пункт боевого управления и контроля может располагаться на расстоянии нескольких сот метров от места расположения РЛС и пусковых установок (ПУ) комплекса, что повышает живучесть батареи.

Трехкоординатная многоцелевая РЛС типа EL/M‑2084 MMR, которая разработана и выпускается компанией ELTA Systems и представляет собой станцию буксируемого типа, предназначенную для обнаружения и сопровождения неуправляемых ракет, реактивных и артиллерийских снарядов, а также минометных мин и БЛА. Дополнительное преимущество станции обеспечивает тот факт, что она является аэромобильной – возможна ее переброска самолетами размерности С‑130.

Станция работает в частотном диапазоне S, комплектуется активной фазированной антенной решеткой (АФАР) с большим количеством приемо‑передающих модулей и современными средствами отображения тактической обстановки, включая многофункциональные цветные дисплеи с высоким разрешением, а также встроенными средствами диагностики и соответствующими тренажерными средствами для обучения личного состава боевого расчета.

По данным, изложенным на сайте компании IAI, в состав которой входит ELTA Systems, станция EL/M‑2084 MMR имеет следующие основные тактико‑технические характеристики:

– зона обзора по азимуту в секторном режиме – 120 градусов;

– зона обзора по азимуту в режиме кругового обзора – 360 градусов;

– зона обзора по углу места – 50 градусов;

– количество перехватываемых и сопровождаемых целей в «противоракетном режиме» – до 200 целей в минуту;

– количество перехватываемых и сопровождаемых целей в режиме обзора воздушного пространства – до 1100 целей в минуту;

– ошибка определения координат цели в режиме перехвата неуправляемых ракет, реактивных и артиллерийских снарядов – не хуже 0,3% от дистанции;

– дальность обнаружения целей в режиме обзора воздушного пространства – до 256 морских миль (около 474 км);

– дальность обнаружения целей в режиме перехвата комплекса противоракетной обороны – 100 км.

Утверждается также, что время развертывания данной станции на позиции из походного положения в боевое не превышает 20 минут.

Следует особо отметить, что, по данным компании‑разработчика, особенности конструкции применяемой в составе станции АФАР позволяют наращивать возможности РЛС путем стыковки дополнительных функциональных модулей. Также отметим, что данная РЛС, как и в случае со станциями контрбатарейной борьбы, способна обнаруживать (засекать) точку выстрела снаряда или пуска ракеты.

Буксируемая пусковая установка на 20 противоракет и собственно сами противоракеты. В типовом варианте в состав батареи включается три ПУ, что позволяет прикрыть от неуправляемых ракет и реактивных снарядов район площадью до 150 кв. км, но при условии, что данные боеприпасы запускаются противником в радиусе 15 км от обороняемого объекта, а сами ПУ и РЛС расположены наиболее оптимальным образом.

Ракета‑перехватчик типа «Тамир» (Tamir, в переводе с иврита – «Ракета‑перехватчик»), которая представляет собой управляемую ракету класса «поверхность – воздух», выполненную по схеме «утка» с развитыми аэродинамическими рулями, обеспечивающими ракете‑перехватчику активное маневрирование при перехвате цели. Длина ракеты – 3 м, диаметр – 160 мм, масса ракеты – 90 кг, масса боевой части – 11 кг, максимальная скорость полета – 700 м/с, дальность пуска – 4–70 км, максимальная досягаемость по высоте – 10 км. Взрыватель на ракете‑перехватчике – неконтактный (по некоторым данным, активный лазерный), боевая часть ракеты – осколочно‑фугасная, так называемого интеллектуального типа.

Система наведения противоракеты «Тамир» – комбинированная: на начальном этапе траектории полета – по командам коррекции от оператора пункта боевого управления и контроля, на конечном этапе – при помощи собственной радиолокационной головки самонаведения. Последняя размещена в головной части ракеты и закрыта пластиковым обтекателем, который отстреливается на конечном участке за несколько секунд до перехвата цели и осуществляет точное наведение ракеты‑перехватчика.

Одним из недостатков противоракеты «Тамир», по мнению военных экспертов, является отсутствие у нее газодинамической системы склонения ракеты после выхода из ячейки ПУ в сторону цели, что позволяет обеспечить ракете‑перехватчику более оптимальную траекторию полета к назначенной ей для поражения цели.

Следует также отметить, что с сентября 2014 года работы по ракете ведутся не самой компанией Rafael, которая была подрядчиком по ракете изначально, а уже в рамках соответствующей международной кооперации вместе с крупной американкой оружейной компанией Raytheon. Работы ведутся в соответствии с подписанным в указанном месяце контрактом стоимостью 149,3 млн долл.

Вероятно, с тех пор были подписаны и другие соглашения по данному вопросу, поскольку, как сообщил в интервью изданию Times of Israel в январе 2019 года Крис Кинг, директор компании Raytheon по программам, реализуемым совместно с израильскими партнерами, примерно 70% ракет‑перехватчиков «Тамир» выпускается на предприятиях американской компании, расположенных в 26 штатах Америки. Более того, компания Raytheon в соответствии с условиями заключенного в сентябре 2014 года соглашения занимается маркетингом на территории США системы «Скайхантер», которая фактически представляет собой комплекс «Железный купол».

Все элементы комплекса «Железный купол» выполнены в соответствии с требованиями «контейнерной» технологии, что позволяет достаточно легко транспортировать их на грузовых автомобилях или военно‑транспортными самолетами, а также оперативно разворачивать (сворачивать) комплекс. Одну батарею комплекса обслуживает личный состав численностью около 100 человек.

Стоимость разработки комплекса «Железный купол» и его закупочная цена в разных источниках отличаются, причем зачастую весьма существенно. В качестве одного из наиболее свежих примеров приведем информацию, изложенную Джейсоном Шерманом, журналистом Times of Israel, в его статье «US to buy two Iron Dome batteries as first part of $1. 7b missile defense project», опубликованной в этом издании: многоцелевая радиолокационная станция типа EL/M‑2084 MMR – 34,7 млн долл., пункт боевого управления и контроля – 4 млн долл., пусковая установка на 20 противоракет – 1,37 млн долл., ракета‑перехватчик «Тамир» – 150 тыс. долл.

Развитие семейства

Следующим этапом в истории противоракетного комплекса ближнего рубежа «Железный купол» стало создание модификации корабельного базирования. Данный вариант этой системы оружия получил условное обозначение «C‑Dome», хотя в ряде источников он также именуется как «Железный купол на море» (Iron Dome of the Sea).

Впервые информация о данном варианте рассматриваемого нами комплекса противоракетной обороны появилась в октябре 2014 года – о работах по нему на парижской международной выставке военно‑морских вооружений и военно‑морской техники «Евронаваль» сообщила компания Rafael.

В состав морского варианта «Железного купола» входят 10‑зарядная пусковая установка, ракета‑перехватчик «Тамир» и корабельная система управления огнем, получающая данные целеуказания от собственных корабельных радиолокационных средств и систем управления огнем. Малые габариты и вес комплекса, по словам разработчика, позволяют устанавливать его на боевые надводные корабли небольшого водоизмещения (корветы, патрульные корабли и пр.), а также морские нефте- и газодобывающие платформы.

Первые огневые испытания комплекса прошли в начале мая 2016 года. По словам представителя Военно‑морских сил (ВМС) Израиля полковника Ариэля Шира, комплекс успешно осуществил перехват и уничтожение «нескольких ракет», подтвердив «способность ВМС Израиля осуществлять защиту стратегических морских объектов от ударов баллистических ракет малой дальности» (под морскими объектами, вероятно, понимаются нефте- и газодобывающие платформы).

Причем на фото и видео с испытаний, представленных тогда в израильских СМИ, а также размещенных позже на сайте компании «Рафаэль», отчетливо видно, что стрельба ведется из пусковой установки, размещенной на взлетно‑посадочной площадке, расположенной в корме одного из боевых кораблей ВМС Израиля.

А уже 27 ноября 2017 года после успешного завершения испытаний система противоракетной обороны «Железный купол» в ее корабельном варианте базирования была принята ВМС Израиля в эксплуатацию.

Испытания имели целью изучение возможностей данного комплекса противоракетной обороны, который раньше имел только сухопутный вариант базирования, по поражению различных целей. Они проводились в течение нескольких дней совместно военнослужащими ВМС и ВВС Израиля, а также специалистами компании «Рафаэль» и Управления по противоракетной обороне Минобороны Израиля.

«Мы провели успешное учение, ставшее кульминацией работы, которую израильские ВМС и ВВС, а также ряд других участников начали более года назад», – отметил в этой связи тогда бригадный генерал Дрор Фридман.

Стрельба комплексом «Железный купол» выполнялась по мишеням, имитирующим цели, представляющие угрозу для Израиля. В частности, известно, что в ходе испытаний отрабатывались различные сценарии перехвата 122‑мм неуправляемых реактивных снарядов реактивной системы залпового огня типа «Град», которые запускались с берега в сторону принимавшего участие в испытаниях корвета УРО «Лахав» типа «Саар‑5».

Первоначально цели обнаруживала установленная на корвете УРО радиолокационная станция EL/M‑2248 MF‑STAR «Адир» (Adir, в переводе с иврита – «мощный», «огромный»), после чего их перехват осуществлялся боевыми средствами комплекса «Железный купол» – противоракетами «Тамир». Пуск ракет‑перехватчиков выполнялся из стандартной пусковой установки комплекса «Железный купол», которая была установлена на вертолетной площадке принимавшего участие в испытаниях корвета УРО. Однако новые израильские корветы УРО типа «Саар‑6», как сообщалось, решено оснащать уже подпалубной установкой вертикального пуска на 20 противоракет.

Израильские военные возлагают на новую корабельную систему противовоздушной и противоракетной обороны большие надежды.

«Мы оценили преимущества «Железного купола» во время проведения операции «Несокрушимая скала» и намерены (с его помощью) устранить угрозы, существующие для Израиля не только на суше, но и на море», – подчеркивал тогда бригадный генерал ВВС Израиля Цвика Хаймович.

А самым последним – на сегодня – вариантом противоракетного комплекса ближнего рубежа «Железный купол», созданным специалистами компании «Рафаэль», является мобильный комплекс «Ай‑Доум» (I‑Dome), который был представлен данной компанией в рамках работы 53‑го парижского международного аэрокосмического салона, проходившего в Ле‑Бурже с 17 по 20 июня 2019 года.

Фактически это уменьшенный во всех смыслах вариант базового варианта комплекса, что нашло отражение даже в названии новой системы оружия: I‑Dome – это, как можно легко понять, просто сокращенный вариант от Iron Dome. Причем данный комплекс в буквальном смысле был поставлен разработчиком на колеса – в качестве мобильной платформы используется автомобиль повышенной проходимости, проще говоря, армейский грузовик, с колесной формулой 6х6.

В отличие от базовой модификации «Железного купола» его мобильный вариант построен по принципу «все в одном» – все элементы новой системы оружия смонтированы на одном автомобиле повышенной проходимости: пусковая установка на 10 противоракет, системы управления и контроля, а также малогабаритная радиолокационная станция обнаружения целей и наведения противоракет. Причем радиолокационная станция нового комплекса построена уже на базе активной фазированной антенной решетки с четырьмя полотнами, что обеспечивает системе возможность осуществлять полноценный круговой обзор воздушного пространства.

Основное предназначение нового варианта «Железного купола» – обеспечение противовоздушной и противоракетной обороны на ближнем рубеже от различных малоразмерных воздушных целей воинских частей (колонн) на марше и на передовой. Однако при необходимости комплекс может быть, естественно, использован и для защиты стационарных объектов. Причем в рекламно‑информационном буклете компании‑разработчика, посвященном данной модификации «Железного купола», указывается: «Может функционировать как самостоятельная отдельная система или как дополнительный рубеж».
 
Армия до сих пор предпочитает авиацию для борьбы с БПЛА.
 
Армия до сих пор предпочитает авиацию для борьбы с БПЛА.
- Всё тут зависит же от класса БПЛА, а они сейчас бывают от микро-, мини- и далее - от нескольких килограммов до нескольких тонн. Соответственно и разные средства их обнаружения и поражения должны применяться, тут сегодня разброс огромный - от дробовика и радиоружья - до истребителя- перехватчика...
 
В воскресенье, 12 января, пресс-служба министерства обороны Израиля сообщила, что на юге страны проведены успешные испытания модернизированной версии системы противоракетной обороны "Железный купол".

В заявлении минобороны сказано, что проведенные испытания были "важной вехой в оперативной способности к защите государства Израиль от существующих и будущих угроз в регионе".

В чем именно состояла модернизация системы ПРО, предназначенной для защиты от ракет малой дальности, не сообщается.

 
В воскресенье, 12 января, пресс-служба министерства обороны Израиля сообщила, что на юге страны проведены успешные испытания модернизированной версии системы противоракетной обороны "Железный купол".

В заявлении минобороны сказано, что проведенные испытания были "важной вехой в оперативной способности к защите государства Израиль от существующих и будущих угроз в регионе".

В чем именно состояла модернизация системы ПРО, предназначенной для защиты от ракет малой дальности, не сообщается.

В копилку.
 
מאז היירוט הראשון של כיפת ברזל בשמי אשקלון באפריל 2011, נרשמו יותר מ-2,400 יירוטים מוצלחים, בממוצע של 85% הצלחה, בעיקר בדרום אבל גם בצפון.


85% успеха означает, что 420 ракет ЖК пропустил. Без ЖК на города бы упало 2,820 ракет.
 
В чем именно состояла модернизация системы ПРО, предназначенной для защиты от ракет малой дальности, не сообщается.
В Исраэль Хайом было интервью с главой ПВО. Он сказал, что главная суть модернизации - это увеличить эффективность на короткой дистанции. Что бы по возможности ЖК сбивал на низкой высоте над территорией противника.


Видео испытаний:
 
В Исраэль Хайом было интервью с главой ПВО. Он сказал, что главная суть модернизации - это увеличить эффективность на короткой дистанции. Что бы по возможности ЖК сбивал на низкой высоте над территорией противника.


Видео испытаний:
что именно он там должен сбивать? беспилотники?
 
что именно он там должен сбивать? беспилотники?
Обычные баллистические цели. Ближние перехваты из-за малого времени реакции - самые сложные. Вот их и улучшили.

- Прежде всего - крылатые ракеты. Это архиважно. Иранцы сейчас пытаются слепить флот КР...
По КР должна работать Праща Давида. Ни разу не слышал что бы ЖК против них собирались применять.
 
Обычные баллистические цели. Ближние перехваты из-за малого времени реакции - самые сложные. Вот их и улучшили.


По КР должна работать Праща Давида. Ни разу не слышал что бы ЖК против них собирались применять.
Наверное уже обсуждали но то ли не помню, то лм не понял тогда. А есть ли принципиальная проблема использования ЖК против КР? Если например КР уже находится в радиусе действия перехватиков железного купола. Целеуказание по КР как я понимаю вовсе не всегда даётся со стационарных радаров.
 
Наверное уже обсуждали но то ли не помню, то лм не понял тогда. А есть ли принципиальная проблема использования ЖК против КР? Если например КР уже находится в радиусе действия перехватиков железного купола. Целеуказание по КР как я понимаю вовсе не всегда даётся со стационарных радаров.
а тамир может по маневрирующей цели?
 
Наверное уже обсуждали но то ли не помню, то лм не понял тогда. А есть ли принципиальная проблема использования ЖК против КР? Если например КР уже находится в радиусе действия перехватиков железного купола. Целеуказание по КР как я понимаю вовсе не всегда даётся со стационарных радаров.
теоретически таки да.
 
Назад
Сверху Снизу