Я всегда помню, что я отвечу. Философия Канта = философия доброго христианина. Он начинает с превращения "мира в себе, человека в себе" - во всё для нас, что есть научная переформулировка "первородного греха". Заканчивает (если есть Бог) Категорическим Императивом и Вечным миром. Это всё Кант извлёк из Просвещения, потому что всегда можно жрать вершки, а можно - корешки.
Но ты можешь дальше "топить" за фундаментализм.
Кант употреблял время от времени выражение "провидение". То же самое и в том же смысле в котором его употребляли нацисты, например. Хоть и были они по сути дела язычниками. В смысле рока, высшего предназначения. Это что касается "христианства" Канта.
Согласно категорическому императиву моральный закон обязателен, если его можно универсализировать. Такое не заявляли до него ни Декарт ни Юм. Он говорил о метафизике, как о мире идей. Он говорил о связи материального мира "ноумен" с метафизическим "феномен" посредством "трансцендентного". И это всё было интересно вплоть до до Холокоста.
Ну вот мысленный эксперимент. Приходит за советом к Канту студент и говорит, что для него очень логически звучит аргумент выселения евреев из Германии, а если не поможет то истребление. И Кант спросит его почему. И он ответит "потому, что я нацист". И Канту нечего ответить потому, что студент сделал логическое заявление и это его (студента) логика. И моральный закон обязателен (согласно категорическому императиву) только если его можно универсализировать. И оказалась, что у массы людей есть другая логика. Ещё Юм бы на это ответил, что "поставь себя на место евреев", но не Кант.
Кант предложил изучать метафизику, как науку и наверное именно поэтому он так любим в учёном мире. С таким подходом к метафизике придворные философы могут с ней делать что им угодно. Хоть на спинку класть, хоть раком ставить.
Также. Учение Канта не возникло само по себе. Он стоял на плечах рационализма Декарта и эмпирицизма Юма. И ему так и не удалось найти компромисс между ними. И Кант был не последим тоже, и за ним пришёл Гегель с рациональной диалектикой и окончательно заколотил дверь в метафизику. Но закрыл эту дверь Кант! И это всё ещё было до Дарвина и человек ещё был особым существом в глазах европейцев. Следующим логическим шагом Эпохи Просвещения была Французская Революция и только затем ад открылся по настоящему в 20 веке.
Потому, как "Если Бога нет, то всё позволено". И началось это всё в Эпоху Просвещения.
А отчаянно нищие еврейские местечки Галиции, Ладомерии, далее везде - тяжкое наследие эпохи Просвещения?
Да, а уровень жизни в галицианских местечках весьма и весьма вырос с момента тёмного средневековья к моменту прихода туда нацистов. Самого просвещённого и рационального народа Европы.