История Иова, это история человека, который жил себе не тужил. И вдруг на него посыпались беды, одна за другой и одна страшнее другой. Сначала он крепился, а затем не выдерживает и впадает в сильное отчаяние. Характерно, что он не понимает, за что Всевышний обрушил на него все эти лишения и горе. Он причитает на судьбу, проклинает день, когда родился на свет и предъявляет претензию Богу.
Центральный вопрос Книги Иова - это духовный смысл страдания. Точнее не просто страдания, а именно такого ужасного, непонятного, абсурдного страдания. Когда масштаб и последовательность бедствий, фактически, рушат жизнь человека до самого основания, перечёркивают всё, чем и для чего он жил, лишают его привычных жизненных смыслов и ориентиров.
Иов, в отличае от Николая Сергеева, человек праведный. Жил, не грешил, зла не делал, всё у него было хорошо. Но это состояние праведности, наши мудрецы называют чем-то вроде "тупиковой, статичной праведности". Самодостаточный праведник - человек достигший определённого уровня и не развивающийся далее. Его жизнь - тупик. Только в его случае, это праведный тупик. Его всё устраивает. Он сыт, одет, богат, у него дети, дети сыты, одеты, богаты, они пируют каждый день и не грешат. Для большинства людей это почти недостижимый идеал, но для Иова это тупик, перечёркивающий смысл его дальнейшего существования. Что такое "праведный тупик" я врядли смогу разъяснить в одном сообщении. Это очень непростое понятие и тут надо бы пуститься в другие разъяснения (что такое душа, каков смысл жизни человека в этом мире согласно иудаизму, какие виды праведности бывают и в чём их различие, что такое Пророк, каковы ступени духовного развития человека и т.д.).
Это тема не на один день. Но мы тут вкратце.
И если совсем вкратце, пропуская подробности и объяснения, Иов зашёл в тупик и очень привязался к своему тупику, а тупик привязал его к себе. Есть такие бесперспективные в духовном смысле тупики, выбраться из которых мы не можем и не хотим. И единственный способ высвободить нас из них - это уничтожить, разрушить всё под корень, под основание, всё, что мы себе настроили, что наворотили, к чему привязали или приковали себя. Это очень жестоко и больно. Это почти как перечеркнуть всю жизнь и заставить начать с чистого листа, нажать кнопку "Reset".
Обычно, Всевышний не делает нам так. Рецепт Иова не для каждого. Не к каждому применим. Для некоторых правильнее вместо "Reset", использовать "Power Off". Но кое-какие элементы этого рецепта Всевышний применяет и к нам, "простым смертным".
Друзья Иова пытаются разъяснить ему смысл его страданий. Каждый из них говорит ему правильные вещи, но при этом их правда не является правдой. Иов отвергает все объяснения и тогда ему открывается Всевышний. Происходит некий диалог Иова со Всевышним, в котором Всевышний, вроде бы не отвечает на вопросы и претензии Иова, а наоборот - задаёт Иову вопросы. И как ни странно, это полностью удовлетворяет Иова и он счастлив. Почему? Потому, что он нашёл Всевышнего. А именно - он поднялся на новую ступень эволюции - стал Пророком. В духовном смысле, разница между Пророком и человеком, как разница между человеком и животным. Принципиальная разница. Это, в некотором смысле, другая сущность.
Но иов никогда не выбрался бы из своей оболочки из своего тупика и так и остался бы "праведным животным". Его пришлось основательно разрушить, чтобы изменить.
В случае же с Николаем, конечно, ни о какой праведности и речи не идёт. До Иова ему как до Луны. Но и он находится на некой ступени эволюции. Весьма примитивной ступени. Но для своей ступени, своего класса и своего вида хомо-сапиенсов, он человек, безусловно, хороший. На общем фоне, его даже можно назвать своего рода праведником (есть такой специальный термин - "Праведник в поколениях своих", которым, например называют Ноя). Т.е. мы, в общем, имеем похожий сценарий, только на более низком уровне духовной эволюции. Николай, в общем, неплохой человек ("по-понятиям"), но жизнь его - тупик. Он живёт в никуда. (Как и большинство из нас). Он живёт в системе животных ценностей. Цели его существования сопоставимы с целями собаки, кошки, лошади. Всё бы хорошо в этой системе, но в ней нет Бога. Ни в Николае, ни вокруг него. И нет выхода из этого тупичка.
И тогда Всевышний "посылает" к нему Сатану, как посылал Иову. И Сатана рушит тупиковую жизнь Николая удар за ударом, стремительно и неизбежно. Николай проходит все те же стадии, что и Иов: сначала смирение, затем возмущение, затем отчаяние, затем безуспешная попытка бегства (в его случае алкоголь). И в итоге он задаётся вопросом - где Бог? "Где твой Бог?" - спрашивает он проходящего мимо священника. А священник, даёт ему вполне пространный, умный, но бесполезный "книжный" ответ, в духе того, что Цофар говорит Иову.
А вот что было дальше, тут автор фильма, в отличае от "автора" Книги, нам не говорит. Как бы подвешивает вопрос в воздухе.
И правильно сделал, как мне кажется.