Археология!

Nikolay

Помножен на ноль
На античном изображении древний римлянин хлещет выпивку не из чаши, а прямо из бутылки (слово со значением «бутылка» было в древнеримской латыни. Бутылка — lagoena). Справа-внизу нечто, очень напоминающее самовар, на радость историкам -постмодернистам. Внизу, на полу - это культурный слой. Глядя на пол, как на зеркало для героя, в голову лезут мысли о Третьем Риме.,

С 13 по 21 февраля в Древнем Риме праздновались Паренталии — дни поминовения мертвых. https://ru.wikipedia.org/wiki/Паренталии
и https://en.wikipedia.org/wiki/Feralia
Если не праздновать, мёртвые обижаются, и приходя в города, начинают гонять забывчивых «луциев» да «манек» .
Параллельно, с 13 по 15 февраля праздновались Луперкалии - в гроте Lupercal у подножия Палатинского холма, где, по преданию, волчица выкормила Ромула и Рема, основателей Рима. Каждый год луперки, жрецы Луперка из патрицианской молодежи, собирались в этом гроте, где на специальном алтаре приносили в жертву молодых коз и собак, после ритуальной трапезы луперки разрезали шкуры жертвенных козлов, и, вооружившись кусками шкур и раздевшись донага, бегали по городу, стегали всех встречных кусками шкур. Женщины охотно подставляли тела под удары, так как считалось, что удар луперка дадут им плодовитость и лёгкие роды.

По нашему мнению, Луперкалии - праздник этно-социологический: воинские кланы пришельцев через похищение Кр..кхм, сабинянок и последующую за этим войну сабинов и римлян, соединились в единый народ. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сабины
Так же это праздник охотничий, и через тысячи лет, 23 февраля, странным образом соприкоснулся тотемом волка с рождённой Армией Советского Субъекта. https://ru.wikipedia.org/wiki/Луперкалии

Во что бы выросла советская историческая наука, если бы ей руководил не археолог Рыбаков, а человек, имевший бы второе образование психолога, знакомый с трудами...Юнга, например...

В традиционных культурах плодородие близко загробному миру. Зерно умирает, что бы родится.

Интересно, что с 19 февраля начинается Великий Пост. Пост - это смерть. 40 дней поста - это отказ от быта жизни и суеты, когда требуется «ум в аду держать» не прекращающимися 40 дней размышлениями о смерти... Тот, кто не умрёт - с Христом в Пасху не воскреснет.
1 РИМ.jpg
 
Во время рутинного обыска полицейские обнаружили древний кувшин



Во время обыска в дома жителя Ор-Акивы сотрудники полиции обнаружили древний кувшин, который был похищен с места археологических раскопок.
Пресс-служба правоохранительных передала, что в доме подозреваемого полицейские искали краденые вещи. Во время обыска, который проводился по постановлению суда, один из следователей обратил внимание на большой чемодан, стоявший в углу комнаты. Открыв чемодан, полицейские обнаружили в нем древний кувшин.
По словам хозяина квартиры, более десяти лет назад он работал в израильском Управлении древностей. Найдя во время раскопок кувшин, вместо того, чтобы оформить находку, он забрал ее себе.
Пресс-служба сообщает, что мужчина был задержан. Он подозревается в преступлениях против чужой собственности, а также в присвоении археологической находки.
В сообщении пресс-службы отмечается, что специалисты осмотрели кувшин и пришли к выводу, что ему около 1.500 лет. Находка будет возвращена его законному владельцу - государству.
 
В Британии найдены боксерские перчатки времен Римской империи
...По мнению экспертов, участвующих в раскопках в Виндоланде - известном римском форте в Британии, - археологическая находка представляет собой "единственный выживший экземпляр со времен Римской империи".
Речь идет о кожаных накладках для кистей рук. Кожаные полоски плотно прилегали к костяшкам пальцев, защищая от увечий. По-видимому, подобные "перчатки" использовались в кулачных боях.
http://www.bbc.com/russian/other-news-43130203
 
В Изреэльской долине найден старинный перстень с "Санта-Клаусом"






26-летний садовник Декель Бен-Шитрит, работающий в поселке Йогев в Изреэльской долине, во время прополки нашел старинный бронзовый перстень с изображением Святого Николая. По оценке археологов, находке, переданной в Управление древностей, от 600 до 900 лет.
Перстень был найден 22 февраля. Вскоре после этого садовник опубликовал фотографию необычной находки в Facebook. C Бен-Шитритом связался доктор Дрор Бен-Йосеф, сотрудник управления заповедников и парков Северного округа. При его участии старинный перстень был передан для экспертизы в Управление древностей Израиля.
Эксперт-археолог Яна Чехановец, специалист по Византийскому периоду, датировала находку XII-XV веком н.э. По ее словам, перстень необычно хорошо сохранился. Она считает, что с таким перстнем по Святой земле могли путешествовать христианские паломники или моряки, прибывшие из Турции, Греции, балканских стран или России.
Сообщение Управления древностей об этой находке направлено в СМИ под заголовком "Что делал Санта-Клаус в садах Изреэльской долины?"
Святой Николай (Санта-Клаус), Николай Чудотворец, Николай Угодник считался покровителем путешественников. Поэтому в средние века многие брали с собой в дальние страны предметы с изображением именно этого святого. Обычно и в древности, и теперь его изображают с митрой на голове, символом его епископства.
 
Археологи нашли «подпись» пророка Йешаяху
Уникальный артефакт – печать, возраст которой составляет 2700 лет – был найден в Иерусалиме профессором Эйлатом Мазаром


Как сообщает Jewish Telegraphic Agency, несколько дней назад группа археологов, возглавляемая профессором Еврейского университета Эйлатом Мазаром, обнаружила уникальный артефакт – оттиск личной печати великого древнееврейского пророка Йешаяху (Исайи).
Как известно, Йешаяху жил в VIII веке до нашей эры, и прославился, в первую очередь, пророчествами о пришествии Машиаха (Мессии), а также «популяризацией» идей социальной справедливости.
Кроме того, он обещал неотвратимую кару грешникам, но одновременно утешал народ тем, что Г-сподь не оставит детей Израиля: «И будет в тот день: остаток Израиля и спасшиеся из дома Иакова… возложат упование на Г-спода, Святого Израилева, чистосердечно. Остаток обратится, остаток Иакова – к Б-гу сильному» (10: 20-21).
Сообщая о своем открытии в научном журнале «Biblical Archaeology Review» (BAR), профессор Мазар рассказывает об осколке глиняного оттиска печати, содержащего слово «нави» («נבי»), означающее «пророк». На ней же можно было различить и имя самого пророка.
Нельзя не отметить, что на иврите «пророк» пишется с буквой «алеф», а на оттиске она отсутствовала. Ученым пока неясно, была ли она вообще на печати, но, с другой стороны, найденный артефакт слишком поврежден временем, чтобы наверняка утверждать, что её не было.
Интересно, что артефакт был обнаружен на трехметровой глубине, ниже южной стены Храмовой горы в Иерусалиме, совсем рядом с тем местом, где три года назад была найдена печать библейского царя Хизкияху (Езекии). Сам по себе этот факт, в совокупности с уцелевшими и относительно легко читаемыми надписями, дают все основания полагать, что найдена, если так можно выразиться, «именная подпись» пророка Йешаяху.
«Таким образом, оттиск, который мы нашли в раскопках… это – печать пророка Йешаяху. Более того, это – первое археологическое и самое раннее вне- библейское свидетельство о пророке, что делает ее обнаружение уникальным и фантастическим открытием», - говорится в статье профессора Мазар.
 
Выставка в штаб-квартире ООН откроется 8 марта и станет ответом тем, кто пытается переписать историю.




Израиль впервые покажет в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке археологические находки, доказывающие неразрывную связь еврейского народа с Иерусалимом на протяжении 3000 лет. Выставка должна стать ответом тем, кто пытается переписывать историю и подобно ЮНЕСКО доказывать, что Израиль не является сувереном в своей столице.
Инициаторами выставки стали постоянный представитель Израиля в ООН Дани Данон и министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин. По их словам, экспозиция откроется уже 8 марта и станет своеобразным ответом на резолюцию Совбеза ООН, осуждающую США за перенос посольства в Иерусалим.
Среди прочих, на выставке покажут оттиск печати периода Первого Храма, который принадлежал правителю города ("сар ха-ир") Иерусалима 2700 лет назад. Отпечаток выполнен на глине с последующим обжигом. Размер его 15 на 13 мм и толщина 2-3 мм. В верхней части изображены две фигуры, обращенные друг к другу, а в нижней - надпись палеоеврейским письмом.
Как пояснили в Управлении древностей, впервые при раскопках была обнаружена такая печать: "В ТАНАХе говорится о существовании титула "правитель города" примерно в тот же период – около 2700 лет назад. Теперь этому найдено материальное подтверждение".

Экспозиция будет включать сотни подобных находок. Часть из них покажут в оригинале, а другую часть - в репродукциях. Транспортировкой и охраной уникальных предметов займется специальная компания.

Дани Данон дал понять, что эта выставка - лучший ответ тем, кто "пытается подорвать вечную связь еврейского народа с его столицей". Он также сообщил, что в открытии выставки примет участие Биньямин Нетаниягу, который прибудет в Нью-Йорк для участия в конференции AIPAC.

"Будет интересно увидеть, что ответят палестинцы и их защитники на эту выставку. Объявят показанные находки подделками или проведут собственную выставку? Хотя что они смогут показать?" - сказал один из журналистов, освещающих подготовку к открытию выставки
 
Привет из Москвы: вандалы осквернили древнюю крепость у Мертвого моря

"Это серьезное повреждение археологической реликвии", - считают в Управлении национальных парков и заповедников
Неизвестные вандалы оставили граффити на одной из стен древней византийской крепости неподалеку от Мертвого моря. Обнаружили надпись инспекторы Управления национальных парков и заповедников ("Решут ха-тева ве-ха-ганим") в Нахаль-Бокек.
Осквернен памятник истории – византийская крепость четвертого века нашей эры, которая находится к западу от Эйн-Бокек, на северном берегу одноименного ручья, в заповедной зоне Иудейской пустыни. На одной из стен крепости нанесены граффити WEOS, а ниже - Moscow 2018.
Крепость Бокек была частью limes Palestinae - линии византийских укреплений в пустыне. Она защищала древние дороги в Эдом и Южный Моав от кочевников.
В крепости выделяются четыре археологических слоя, отражающих четыре фазы византийского периода, в которых использовалась цитадель, пока не была окончательно оставлена в ранний исламский период. В течение последних двух лет Управление национальных парков и заповедников проводило здесь реставрационные работы, чтобы сделать объект более доступным для туристов.
 
«ЦАРСКАЯ» МОГИЛА РАСКРЫВАЕТ ИСТОРИЮ АРМАГЕДДОНА

Израильские археологи обнаружили уникальное, ещё нетронутое 3600-летнее захоронение древнего жителя ханаанского города Мегиддо, сообщает National Geographic. Могильная камера поразила учёных роскошными украшениями и возможностью пролить свет на историю царской династии, правившей этой местностью на севере современного Израиля перед завоеванием её Египтом в начале 15 в. до н.э.

Расположенные в 25 км к югу от Хайфы, Мегиддо, или Армагеддон (от др.-евр. Хар-(т.е.холм)-Мегиддо), стоял на стратегическом международном торговом пути, которым пользовались почти 5 тысяч лет и который тянулся с юга Аравии и из Египта до Междуречья и Анатолии. Город у Изреельской долины и его останки были свидетелями множества важнейших сражений, менявших ход истории, за что и был назначен местом последней битвы добра со злом по Откровению Иоанна Богослова.* Раскопки на холме высотой 60 м насчитывают 26 культурных слоёв.

В самой ранней битве на Ближнем Востоке, о которой дошли до нас сведения — в 1457 до н. э., силы египетского фараона Тутмоса III осадили укреплённый Мегиддо**. После семимесячной осады город сдался фараону, который включил Ханаан с свою империю. (Это происходило ещё до завоевания Ханаана Иисусом Навином)


УДИВИТЕЛЬНАЯ НАХОДКА

Мегиддо является местом научных исследований уже 115 лет, а последняя по времени междуниародная экспедиция под руководством Израэля Финкельштейна и Марио Мартин из Тель-авивского университета и Мэтью Адамса из Института археологии Олбрайта в Иерусалиме ведёт раскопки с 1994 года.

В ходе многолетних работ на этом объекте, входящем в список "Мирового наследия", уже было обнаружено беспрецедентное количество памятников, включая останки дворцов, храмов и городских стен Бронзового и Железного веков (примерно 3300 - 586 лет до н.э). Но данная находка стала совершенно неожиданной для археологов. Захоронение датируется последней фазой т.н. Среднего бронзового века, около 1700-1600 гг до н.э., когда ханаанский Мегиддо был на самом пике своего могущества, — перед своим закатом под ударами египетской армии.

Сюрпризы начались, когда археологи заметили трещины на площадке, примыкающей к бывшему дворцу Бронзового века, обнаруженному в 1930-х годах. Грязь с этой площадки куда-то изчезала, словно утекала в невидимую трубу, — вспоминает Адамс. Тогда, в 2016 году она позволила обнаружить подземный коридор, ведущий к могильной камере.

В камере находились ещё непотревоженные никем останки трёх человек — ребёнка возрастом от 8 до 10 лет, женщины лет за 30 и мужчины между 40 и 60 годами, украшенного золотыми и серебряными кольцами, брошами, браслетами и заколками. Тело мужчины также украшало золотое ожерелье, а его голову — золотая диадема, все украшения демонстрировали высокий уровень исполнения.

"Речь идёт о захоронении аристократической семьи в силу его монументальности, богатства находок и близости к королевскому дворцу", — объясняет Финкельштейн.

Вещи из могилы указывают на космополитичный характер Мегиддо в то время и богатство, которое полис собирал, пользуясь своим положением на важнейшем в древности торговом пути в Восточном Средиземноморье. Наряду с ювелирными украшениями могила содержала керамические сосуды с Кипра и каменные кувшины, возможно импортированные из Египта.


МОГИЛА ЦАРЕЙ?

Богатое убранство обитателей могилы указывает на их крайне высокое положение в обществе. Учёные также надеются извлечь новые знания из самих останков похороненных. В ходе раскопок стало понятно, что помимо трёх тел аристократической семьи, там же ранее были и другие усопшие.

Эксперт по древним похоронным ритуалам и член команды археологов Мелисса Крадик объясняет, что в могиле были найдены следы двух ритуалов. В ходе первого в короткое время были захоронены как минимум шесть человек. В ходе второго их останки были сдвинуты в одну кучу в дальнем углу могилы. В то же время в передней части были помещены три новых тела.

Крадик отмечает, что при этом некоторые украшения "новосёлов", такие как бронзовые бусы и металлические заколки, идентичны тем, что найдены в куче костей "старых жильцов", что, возможно, указывает на близкое положение в обществе обеих групп. "Однако, последние три были более важны, если судить по особому богатству их вещей, — говорит Крадик, — "также как по тому, что их тела были нетронуты, в отличие от первой группы".

Более того, биоархеолог Рашель Калишер обнаружила признаки одних и тех же генетических заболеваний в костях из обеих групп, что говорит в пользу их родства.


ГЕНЕТИЧЕСКИЕ СОКРОВИЩА

Сейчас проходят генетические исследования обнаруженных трупов — как из этой "царской" могилы, так и из других, менее богатых, найденных в окрестностях раскопа. Древние ДНК могут впервые обнаружить, были ли обычные обитатели ханаанского полиса того же происхождения, что и элита.

Учёные особенно заинтригованы происхождением правящего класса Мегиддо, поскольку дипломатическая переписка с Египтом в 14 в.до н.э., последовавшая за завоеванием Тутмоса III, показывает, что царь Мегиддо в то время имел не традиционное для ханаанеев семитское имя, а, скорее, хурритское, — Биридия.

Исследователи долгое время считали, что хурриты были бродячим горным племенем, появившиеся в регионе где-то между четвёртым и третьим тысячелетиями до нашей эры, и, в конце концов, осевшие и освоившие клинописную систему письма. Недавние раскопки хурритских городов, однако, обнаружили развитую культуру с особенным языком системой верований, которая могла сыграть важную роль при формировании первых городов и государств на Ближнем Востоке. Последующие исследования ДНК из Мегиддо могут впервые открыть роль хурритов в управлении ханаанских полисов и изменить привычные представления о населении Ханаана.

"Эти исследования могут совершить революцию в том, что мы знаем о населении Ханаана", — заявил Финкельштейн, — "перед становлением библейского мира".
___________
* Историк Эрик Клайн отмечает, что многие из происходивших здесь битв были первыми или последними в своем роде. Именно здесь произошла первая документально зафиксированная битва, известная человечеству — в первой битве при Мегиддо египетский фараон Тутмос III разбил ханаанских царей в XV веке до нашей эры. Здесь состоялась первая зафиксированная в литературе ночная вылазка, когда всего 300 человек во главе с Гедеоном одержали победу над огромным войском мадианитян (Суд. 7:19—22). Монгольские войска, захватившие большую часть Азии в XIII веке, своё первое поражение потерпели именно в этой долине. На расположенной рядом горе Гелвуй нашёл свой конец царь Саул и его сын Ионафан, когда филистимляне разгромили израильское войско (1Цар. 31:1—7). На равнине Мегиддо был убит праведный царь Иосия после поражения в битве с войсками фараона Нехо II (4Цар. 23:29). Клайн пишет: «В течение столетий Мегиддо и долина Изреель служили центром военных действий, которые определяли ход истории», и предполагает, что с этим может быть связанно указание Иоанном Богословом Мегиддо как места финальной битвы добра и зла. (https://ru.wikipedia.org/wiki/Армагеддон)
** https://ru.wikipedia.org/wiki/Битва_при_Мегиддо_(1457_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.)
+ https://ru.wikipedia.org/wiki/Мегиддо
© news.nationalgeographic.com/2018/03/megiddo-armageddo.., пер.: мр.Ш.
#scitech@world_jews #archaeology@world_jews

1521649240076.png

1521649270110.png
 
ЕВРЕЙСКАЯ ЖЕНЩИНА ВО II ВЕКЕ
Уникальный архив в Пещере Писем!
Таинственные рукописи о жизни женщины и не только

Около двух тысяч лет назад одна женщина-иудейка спрятала от римских легионеров в пещере ценные юридические документы. Обнаруженный знаменитым израильским археологом архив Бабаты, открывает перед нами яркую картину жизни женщины II века.

Бабата, уложив свои «драгоценности» в небольшой кожаный мешочек, закопала его в сыпучих камнях одной из пещер; она, вероятно, надеялась, что свитки с ценными документами можно будет отрыть и достать после того, как римляне прекратят преследовать повстанцев Бар-Кохбы.

Речь идет об антиримском восстании в Иудее в 132–135 гг. н. э., известном также под названием «второй Иудейской войны». Эти документы были её единственной надеждой на возвращение семейного участка земли и на опеку над её сыном; свитки сулили ей также возмещение крупной суммы денег, которую взяла у нее в долг Мириам, первая жена её второго и последнего мужа.

Можно представить себе, как нелегко было Бабате предать эти документы земле!

Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года. Жесточайшая вторая Иудейская война, наступившая через семь десятилетий после разрушения Храма, не оставила Бабате иного выбора: по своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы представляло угрозу для всей Римской империи. В войне против евреев принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе: войска из Египта, из далекой Британии и даже сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне.

Тридцатилетняя еврейка Бабата вместе с сотнями других иудеев: мужчин, женщин и детей – искала убежище в районе Мёртвого моря.
Документы хорошо сохранились и ждали своего часа во временном схроне около 2000 лет. Бабата погибла и никогда уже не смогла снова ощутить «свежий» воздух пустыни. В 1960 году свитки были неожиданно обнаружены выдающимся археологом Игаэлем Ядином в одной из пещер Иудейской пустыни, которая с тех пор называется «Пещерой Писем» (В 1955–58 гг. Игаэль Ядин, бывший начальник Генштаба АОИ, впоследствии глава Института археологии при Еврейском университете, возглавил археологическую экспедицию в древнем Хацоре. Его экспедиция обнаружила документы времен восстания Бар-Кохбы в Пещере Писем в районе Вади Хевер — пещеры Иудейской пустыни).

ВСЕ 35 СВИТКОВ БЫЛИ РЯДОМ ВАЖНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ. НАПИСАННЫЕ НА ГРЕЧЕСКОМ ЯЗЫКЕ И ДВУХ ДИАЛЕКТАХ АРАМЕЙСКОГО ЯЗЫКА (НАБАТЕЙСКИЙ И ИУДЕЙСКИЙ), ОНИ СВИДЕТЕЛЬСТВОВАЛИ О НЕПРЕРЫВНОЙ БОРЬБЕ БАБАТЫ ЗА ВОССТАНОВЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ НАД ПРИНАДЛЕЖАВШЕЙ ЕЙ ЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ И ЗА ПРАВО ОПЕКИ НАД ЕЁ ЕДИНСТВЕННЫМ СЫНОМ. ВОТ ПОЧЕМУ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ РАСКРЫВАЮТ ВАЖНЕЙШУЮ ИНФОРМАЦИЮ О ЖИЗНИ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЕВРЕЙСКИХ ЖЕНЩИН ИЗРАИЛЯ ВО ВТОРОМ ВЕКЕ НАШЕЙ ЭРЫ.

Бабата родилась в конце первого века в поселении Махоза, на юго-восточном побережье Мертвого моря. Эта область входила в состав т. н. Набатеи. Так как Бабата родом из Набатеи, в архиве есть документы на набатейском языке. (Набатейское царство в I в. до н. э. попало под контроль римлян, а в 106 г. н. э. император Траян включил Набатею в состав Римской империи под названием «Провинция Аравия». Границы этой провинции были весьма условными. Этим можно объяснить тот факт, что жители провинции владели участками земли в иудейской области Эйн-Геди).

В семье Бабату ласково называли Бася. Она была старшим ребёнком; возможно, из-за того, что ее братья погибли, ей впоследствии в наследство достался финиковый сад. (В большой дарственной записи (42х16 см) на арамейском языке, насчитывающей более 70 строк и датированной 24 таммуза (14 июля) 120 г. н. э., отец Бабаты передает в наследство жене в качестве «вечного дара» все свое имущество (дома, сады и виноградники).

В этой дарственной записи оговорено, что если их дочь Бабата овдовеет, то до нового замужества она вправе жить в одном из домов дарителя, но без права собственности. И действительно, через некоторое время Бабата овдовела. Это произошло вскоре после оформления отцом Бабаты дарственной записи. В папирусе на греческом языке от 124 г. н. э. приводится копия решения Совета города Петры, столицы Провинции Аравия, о назначении двух опекунов (одного иудея и одного набатейца) над осиротевшим сыном Бабаты. Однако у покойного мужа Бабаты остались дети от его первого брака. В связи с этим опекуны осиротевших детей предъявили Бабате имущественные претензии.

Этими драматическими обстоятельствами можно объяснить горестную судьбу женщины, оставшейся вдовой и вынужденной оспаривать решение суда и добиваться правосудия, утверждая, что оба её попечителя не выплачивали средства на содержание ребёнка должным образом.

Через некоторое время Бабата снова выходит замуж за человека, по имени Йеѓуда, старше её на 20 лет, сына Элеазара, проживающего в Эйн-Геди. После того как Бабата выходит замуж вторично, 12 октября 125 г. она подает наместнику Провинции Аравия прошение, в котором требует, чтобы опекун-иудей выдал ее сыну-сироте причитающуюся ему на содержание сумму денег.

Представителем Бабаты назван ее второй муж. Бабата проявляет особую заинтересованность и активность в этом деле. В документе, датированном тем же числом, Бабата просит выдать ей находящиеся у опекунов денежные средства ее сына, взамен чего она обещает уплатить в государственный фонд более высокий, по сравнению с вносимым опекунами, процент. В качестве залога она предлагает свое собственное имущество. Если эта сделка состоится, замечает Бабата, ее сын-сирота сможет жить, «славя благодарностью счастливые дни гегемонии», т. е. власть римского наместника.

Йеѓуда, второй муж Бабаты, в первом браке был женат на другой женщине, по имени Мириам (тысячелетием ранее ашкеназская община установила запрет на многожёнство). Документы последних четырех лет (123-132 гг.) отражают еще большую сложность и запутанность семейно-имущественных дел Бабаты и ее родственников.

В папирусном документе от 20/11 128 г. второй муж Бабаты, Йеѓуда, дает расписку в получении от нее в депозит 300 денариев серебра, «проверенного и доброго». Получатель обязуется вернуть эту сумму Бабате по любому ее требованию. В противном случае, он уплатит долг в двойном размере и понесет убытки, связанные с взысканием долга.

5 апреля 128 г. Саломея (Шломцион), дочь Йеѓуды (второго мужа Бабаты) от первого брака, выходит замуж. Брачный контракт на греческом языке подробно фиксирует все имущественные условия. 16 апреля того же года Йеѓуда завещает своей дочери Саломее половину своего имущества в Эйн-Геди. Вскоре, в сентябре 130 г., Йеѓуда умирает.

В 130 г. заключается странная сделка, зафиксированная 19 июня 130 г. в документе на греческом языке с арамейским резюме. Опекуны двух сирот первого мужа Бабаты от его первого брака, уступают Саломее от имени своих подопечных сирот их имущество в Хацар-Эйн-Геди. Это имущество первоначально принадлежало Хтусиону, тестю Бабаты.


Вскоре начинаются острые конфликты между Бабатой и ее родственниками. Согласно документу от 11 сентября 130 г., Бабата продает одному иудею, жителю Махозы, урожай пальмового участка. (Так как этот участок не записан в официальной описи имущества, составленной в 127 г., Игаэль Ядин полагает, что Бабата получила его от мужа взамен депонированной у него суммы в 300 денариев). Переход этих садов к Бабате послужил поводом для иска, возбужденного сиротами ее первого мужа!

Тяжба эта продолжалась вплоть до 131 г.

После смерти ее второго мужа, Бабата вступила в юридический спор с Мириам о долге, который она заняла у неё, чтобы выдать свою дочь Шломцион замуж. Чтобы вернуть свои деньги, Бабата отняла законные права Мириам на сад в Эйн-Геди.

В 131 г. Бабата возбуждает иск против Мириам из Эйн-Геди, бывшей жены второго мужа Бабаты. Мириам при нотариусе так отвечает Бабате: «Я уже и раньше просила тебя отстать от моего имущества». Наконец, в последнем документе (на греческом языке), заключенном летом 132 г., т. е. уже накануне восстания, Бабата требует от одного из опекунов сирот ее первого мужа выдать ей на содержание пасынка 6 денариев на три летних месяца (тамуз, ав и элул), по два денария в месяц. Решение состоялось в пользу Бабаты. В конце документа есть расписка Бабаты на арамейском языке в получении этой суммы и перевод этой расписки на греческий язык.

Записи показывают, что Бабата не была грамотным человеком, однако она не боялась судиться, чтобы отстаивать свои права. Любопытно, что её тяжба с Мириам не помешали Бабате стать близким человеком с дочерью ее мужа Йеѓуды Саломеей-Шломцион, которая, возможно, была ей почти ровесницей: ктуба Шломцион также находилась в тайнике Бабаты. Вполне вероятно, что впоследствии Шломцион бежала с Бабатой в пещеру, и её постигла та же смертельная участь, иначе ни она, ни Бабата никогда бы не спрятали такие ценные документы.

Скорее всего, обе женщины были среди сотен тел евреев, обнаруженных в одном из помещений Пещеры Писем; они стали жертвами римского преследования и уничтожения иудеев во время восстания Бар-Кохбы и после его поражения.

Оставшиеся в живых участники восстания Бар-Кохбы после гибели Бейтара спасались в Иудейской пустыне, превратившейся в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют о том, что римские легионы до последнего осаждали повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, иудеи нашли там свою смерть.

Благодаря открытию археологами в 1960 году уникальной Пещеры Писем, наследие (архив) Бабаты стало мировым достоянием спустя 2000 лет. Учёные продолжают изучать жизнь Бабаты, стремясь понять роль женщины во II веке. Однако одно послание из глубины веков звучит предельно ясно:

ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ ЗАНИМАЛИСЬ ОБШИРНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ И БЫЛИ ГОТОВЫ ОТСТАИВАТЬ СВОИ ПРАВА, ПО ЕВРЕЙСКОМУ ЗАКОНУ, С ПОМОЩЬЮ ВСЕХ ДОСТУПНЫХ ИМ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ.

На примере Бабаты мы видим, как еврейские женщины становились вершителями своих судеб. Бабата была настоящим потомком дочерей Целофхада. Известно, что дочери Целофхада после смерти отца пришли к Моше с вопросом о его наследии. В соответствии с еврейским законом, сыновья, а не дочери, наследуют после отца. Единственными детьми Целофхада были дочери. Беспокоясь о своем будущем, о том, что, по существующему закону, они остаются без надела в Святой Земле, дочери хотели, чтобы обещанный Творцом надел их семьи в Эрец-Исраэль не был безвозвратно утерян. Моше не знал, как поступить, но Всевышний открылся ему, говоря, что если человек умер, не оставив сыновей, то обязаны наследовать его дочери.

Бабата также ревностно защищала свои права наследницы. Как и всем дочерям Целофхада, ей была свойственна любовь к земле Израиля, а то, что она находилась среди повстанцев Бар-Кохбы, доказывает, что Бабата решительно присоединилась к борьбе с теми, кто восстал против римской тирании.

Её архивы открывают картины живой жизни и судьбы еврейской женщины в древнем Израиле, наполненной драматизмом и отчаянием, но не лишенной надежды на будущее.
https://www.imrey.org/2018/03/19/еврейская-женщина-во..
https://vk.com/photo-4700158_456250361
#archaeology@world_jews #history@world_jews
1521787257494.png

1521787292034.png
 
ЕВРЕЙСКАЯ АРАВИЯ: КОРОЛЕВСТВО ХИМЬЯР
В 2014 году французские и саудовские учёные обнаружили древнейшие арабские наскальные надписи, которые ввергли их в оцепенение.
Открытие было сенсационным: надпись датируется прим. 470 г.н.э., предыдущие доисламские надписи, найденные ранее в Сирии, были созданы на 50 лет позже обнаруженных.
Однако анонсирование доклада было очень сдержанным. Некоторые французские и арабские СМИ кратко сообщили об этой новости очень сдержанно, как о «потерянной связи» между арабским и прежними символами, используемыми ранее в таких регионах, как Набатея.

■ Тавбан, сын Малика, христианин
Узнать больше можно только лишь углубившись в опубликованный 100-страничный отчет того археологического сезона.
Согласно отчету, арабский текст, выцарапанный на прямоугольном камне, – это просто имя «Тавбан (сын) Малика», за которым следует дата.
Казалось бы, в этом нет ничего примечательного. Но на рисунке присутствует большой, несомненно христианский крест, украшающий верх этой надписи. Такой же крест систематически появляется на других подобных стелах, датируемых этим периодом.
Еще удивительнее, что эти тексты связаны с историей древнего еврейского царства, однажды правящего большинством территорий современного Йемена и Саудовской Аравии.


■ Евреи против христиан в пустыне
Несмотря на то что Коран и поздние мусульманские традиции признают присутствие еврейских и христианских народов на территории полуострова во времена Мухаммеда, общая картина доисламской Аравии описывается как хаос и анархия. Описывается, что в регионе доминировала джахилия (невежество), то есть беззаконие, неграмотность и варварский языческий культ.
Ключевым «игроком» в Аравии в те времена было царство Химьяр. Основанное во II веке н.э., это царство завоевало соседствующие государства, включая древнее царство Саба (чья царица, как известно, встречалась с царём Соломоном; сейчас это Йемен).
Около 380 года н.э. элита царства Химьяр обратилась в некоторые формы иудаизма.
Возможно, правители Химьяра видели в иудаизме потенциально объединяющую силу для их новой культурно развитой империи.


● Первым из еврейских царей Химьяра считается Туба Абу Кариб Асад (ок.390 - 420 гг.), принявший иудаизм в ходе военной экспедиции на север Аравии с целью снизить византийское влияние. Византия давно положила глаз на стратегический путь от Месопотамии и Иудеи до юга Аравии, по которому велась торговля с Индией и Эфиопией пряностями и благовониями и собиралась установить там свой протекторат, для чего обращала в христианство всех, кого могла. Греки преуспели на севере Аравии, но не в Химьяре.
Войско Абу Кариба взяло город Ятриб (нынешняя Медина) без сопротивления и царский сын остался там наместником. Вскоре Абу Кариб получил известие, что жители его казнили. В ярости он вернулся с целью учинить расправу. Абу Кариб срубил пальмы, от которых Ятриб получал свой доход и осадил город. Евреи Ятриба сопротивлялись бок-о-бок с язычниками.
Однако, через некоторое время Абу Кариб серьёзно заболел. Два учёных еврея — Кааб и Асад — вызвались исцелить его. Во время лечения они уговорили царя снять осаду и заключить мир. Их лечение оказалось, видимо, столь успешным, а доводы — убедительными, что Абу Кариб не только отвёл войска, но и принял иудаизм вместе со всей своей армией. По его настоянию Кааб и Асад сопровождали его в столицу, где царь потребовал принятия иудаизма всеми подданными. Это вызвало сначала большое сопротивление, но после указов, разъясняющих суть еврейского учения, (очевидно, составленными Каабом и Асадом) многие химьяриты уже добровольно стали иудеями. Историки утверждают, что жителями Химьяра двигала не политика, а философия, простота и аскетизм учения, нашедшие отклик в душах братского семитского народа. *

Неизвестно, какая часть населения была обращена в иудаизм, но в химьярской столице Зафар (к югу от Саны) упоминания о языческих богах исчезают из царских надписей и текстов, начертанных на общественных зданиях. На смену им приходят письмена на сабейском языке (в редких случаях на иврите), относящиеся к единому божеству. Имя Б-га пишется как Rahmanan – Милостивый, а также «Повелитель небес и земли», «Б-г Израиля», «Г-сподь евреев». Молитвы просили Его благословить «народ Израиля», а заканчивались они словами «шалом» или «амен».

В течение последующих 150 лет царство Химьяр расширило свое влияние на центральную Аравию, страны Персидского залива и Хиджаз (запад Аравии, территория Мекки и Медины).


■ Тавбан, мученик

Возвращаясь к ранним арабским текстам, обнаруженным учеными, французско-саудовские ученые отмечают, что имя Тавбан сын Малика встречается в восьми надписях наравне с другими христианскими. Эти надписи, возможно, являются формой почтения памяти.

Согласно христианским летописцам, приблизительно в 470 году (дата тавбанской надписи) город Наджран пострадал от нападения царства Химьяр, во время которого Тавбан и его христианские соратники, вероятно, были замучены.


■ Иосиф, повстанец

Усиливающееся внешнее давление в конце концов отразилось на Химьяре.

Приблизительно в 500 году царство пало под натиском христианских захватчиков из эфиопского царства Аксум. К тому времени оно контролировало большую часть Аравии.

В последней попытке обрести независимость в 552 году еврейский лидер Химьяра Юсуф Асар Ясар поднял восстание против марионеточного правителя, возведенного на престол императором Эфиопии, и разгромил войска аксумов. Затем он окружил город Наджран, отказавшийся предоставить ему войска, и жестоко убил часть его христианского населения.

После этих событий след Юсуфа теряется, но христианские летописцы зафиксировали, что приблизительно в 525 году эфиопы поймали лидера повстанцев и убили его.

На протяжении следующего века Химьяр был христианским царством, продолжавшим господствовать в Аравии.


■ Были ли они «настоящими евреями»?

Один большой вопрос, оставшийся о евреях царства Химьяр: какой вид иудаизма они исповедовали, соблюдали ли они шабат и правила кашрута?

Некоторые ученые отказываются верить, что еврейский правитель мог так жестоко преследовать и убивать представителей христианства.
Еще один ученый, французский специалист по эпиграфике, писал, что официальная религия Химьяра может быть описана как иудейский монотеизм – минималистическое ответвление от иудаизма, следующее некоторым его основным принципам.

Другие еврейские царства существовали в Аравии вплоть до 620 г.н. э., до воцарения ислама.

© Ariel David (haaretz.com), пер.: неизв.кто в stmegi.com 20.03.16, *en.wikipedia.org/wiki/Himyarite_Kingdom/ пер.: мр.Шишкиндъ #archaeology@world_jews #history@world_jews

1522151435850.png
 
Дети нашли в Самарии еврейский подсвечник 1500-летней давности
"Я даже подумать не мог, что немного покопаю и найду вещь, которой полторы тысячи лет", - сказал принимавший участие в раскопках школьник
Два еврейских глиняных подсвечника 1500-летней давности были обнаружены израильскими школьниками возле поселения Баркан в Самарии. По мнению археологов, это означает, что в то время, известное как Талмудический период, на месте находился еврейский населенный пункт. Обнаружившие древность дети очень растрогались. "Я даже подумать не мог, что немного покопаю и найду вещь, которой полторы тысячи лет", - сказал принимавший участие в раскопках ученик.
Археологи (справа) и участники проекта Археолог Ахия Коэн-Тавор рассказала детям, что в то время свечи использовались для освещения домов, где все члены семьи собирались после захода солнца, а также для украшения дома. Подсвечники изготовляли гончары высокого класса, иногда оставлявшие на изделиях свой отпечаток пальца.
Участие детей в раскопках стало возможно, благодаря проекту Ариэльского университета и барканской школы имени профессора Бенциона Нетаниягу, направленному на ознакомление школьников с историей и наследием еврейского народа в Эрец-Исраэль.


Йоав Мустаки
Археологическую ценностью обнаружили школьники Йоав Мустаки, Даниэль Бен-Ами и Идо Хаим. "Я представил себе семью, у которой не было электричества, представил себе тогдашних детей. Как они ощущали себя в темноте. Это очень волнующее переживание", - сказал Йоав.
Нельзя отдавать арабам свою территорию и свою историю.
 
В ПЕЩЕРЕ В ИЕРУСАЛИМЕ НАШЛИ МОНЕТЫ ПЕРВОГО ИУДЕЙСКОГО ВОССТАНИЯ
Археологи Еврейского университета обнаружили в пещере в археологическом парке Офель в Иерусалиме несколько десятков бронзовых монет I века, сообщает Israel21c.
Ученые считают, что монеты вместе с разбитыми кувшинами и другими сосудами оставили жители Иерусалима, которые прятались в пещере размером семь на пятнадцать метров во время Первой иудейской войны против Римской империи в 66-70 году. Пещера расположена под южной стеной Храмовой горы и оставалась нетронутой со времён после Второго храма. Клад найден над слоев эпохи Хасмонеев.
1,5-сантиметровые бронзовые монеты украшают изображения растений, которые ассоциируются с праздником Суккот: пальма, мирт, цитрон и ива. Большая часть была выпущена в последний год восстания, известный как «Четвертый год». На этих монетах написано на древнееврейском «За освобождение Сиона». Надписи на других, более ранних монетах гласят «За свободу Сиона». Они хорошо сохранились, поскольку недолго были в обращении.
«Невероятно трогательно было найти древние монеты со словами ‘свобода’ и ‘освобождение’ прямо в преддверии еврейского праздника освобождения, Песаха», — отметил руководитель раскопок Эйлат Мазар.
Его дед проф.Бенъямин Мазар нашёл похожий клад с монетами «Четвертого года» у Арки Робинсона в ходе раскопок после Шестидневной войны.
© jewishnews.com.ua/, 27.3.2018, israel21c.org/2000-year-old-rare-coins-discovered-in-.. мр.Ш. #archaeology@world_jews

 
Письма от Бар-Кохбы.

58 лет назад, 12 мая 1960 года, израильский археолог Игаль Ядин прибыл в резиденцию президента страны Ицхака Бен-Цви, чтобы сообщить о поразительной находке: письмах двухтысячелетней давности.

Письма, подписанные легендарным Шимоном Бар-Кохбой, вождем еврейского восстания против римлян во II веке н.э., были обнаружены в отвесной скальной пещере над ущельем Нахаль-Хевер на западном побережье Мертвого моря.

Новость о столь значительном археологическом открытии была с огромным интересом принята израильским обществом, в котором всегда уделялось особое внимание доказательствам еврейского присутствия на территории древней Эрец Исраэль.

Место, где были обнаружены письма Бар-Кохбы (год спустя поблизости были найдены дополнительные письменные артефакты), получила название «Пещера писем». За несколько лет до Ядина пещеру осмотрели бедуины из племени таамире.

Когда на рынке антиквариата появились документы эпохи Бар-Кохбы, найденные бедуинами, израильский археолог Йоханан Ахарони отправился в Пещеру писем на раскопки. Первая экспедиция Ахарони работала в 1953 году, два года спустя раскопки были продолжены.

Экспедиция Ахарони, однако, столкнулась при раскопках с значительными физическими препятствиями, мешавшими дальнейшему проникновению в пещеру, и вынуждена была раньше времени свернуть свою работу.

В 1960 году, когда на рынке антикварных ценностей вновь появились письма Бар-Кохбы, израильское правительство приняло решение провести комплексное исследование Пещеры писем и близлежащей местности.

Игаль Ядин, в то время профессор кафедры археологии Еврейского университета, руководил раскопками на северной стороне ущелья Нахаль-Хевер. Три другие группы, работу которых также курировал Ядин, копали в соседних пещерах.

Группа Ядина в ходе своих раскопок обнаружила человеческие черепа, остатки древних текстильных изделий, монеты, отчеканенные в период восстания Бар-Кохбы, и, наконец, 11 писем за его подписью, лежавших на дне бурдюка.

Находки Игаля Ядина относятся к одному из наиболее драматичных периодов еврейской истории. В 66 году началось еврейское восстание против римлян (Иудейская война), окончившееся в 70 году, после взятия Иерусалима императором Титом и разрушения Храма. Иудея была превращена в римскую провинцию. Тем не менее в последующие годы в Иерусалиме сохранялось многочисленное еврейское население. Спустя 60 лет после Иудейской войны, в эпоху правления императора Адриана, недовольство евреев своим положением вновь усилилось. Масла в огонь добавили императорские указы о запрете обрезания и о возведении на Храмовой горе огромного храма, посвященного Юпитеру — верховному богу римского пантеона.

Антиримское восстание 132-135 годов возглавил Шимон Бар-Косева. Поначалу ему сопутствовала военная удача, позволившая объявить о создании на территории Иудеи независимого еврейского государства, просуществовавшего около двух лет. Под впечатлением от успехов Бар-Косевы рабби Акива, один из мудрецов Талмуда, объявил его долгожданным Мессией и уговорил принять новое имя: Бар-Кохба (сын звезды).

По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот.

В силу многократного перевеса сил противника повстанцы начали терпеть поражения. Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бейтар в Иудейских горах. Согласно римскому историку Кассию, труды которого до находок Ядина являлись фактически единственным источником сведений о восстании, римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров.

До начала XX века, когда героический образ Бар-Кохбы стало активно использовать в своей пропагандистской деятельности сионистское движение, этот исторический персонаж имел в еврейской коллективной памяти преимущественно негативную коннотацию — как виновник многочисленных жертв и разрушений. Талмуд даже перефразирует имя вождя восстания, называя его «Бар-Косива», то есть «сын лжи».

Большинство обнаруженных Ядином писем Бар-Кохбы были адресованы двум его заместителям, Йехонатану Бар-Беаяну и Масабале. Вождь восстания подписывался не только как «Бар-Кохба», но и как «наси Исраэль» («князь Израиля»). В письмах содержатся приказы о реквизициях имущества в пользу повстанческой армии и об арестах неугодных лицах. Все они сопровождаются указанием выполнить требуемое «незамедлительно».

Роберт Берг
http://jewish.ru/ru/stories/reviews/5143/

1523720496310.png 1523720509126.png
 
На тропе Синедриона найден древний светильник с изображением герба Израиля




ВСЕ ФОТО
В честь семидесятилетия государства Израиль Управление древностей провело презентацию нового туристического объекта – Тропы Синедриона. Маршрут длиной 70 километров проходит по Нижней Галилее и посвящен 70 еврейским мудрецам, которые не дали исчезнуть еврейскому народу после разгрома восстания Бар-Кохбы.
Речь идет о принципиально новой концепции пеших путешествий: всю необходимую информацию туристы могут получить на сайте shvila.co.il. Как подчеркивает пресс-служба Управления, Тропа синедриона – не только туристический, но и просветительский проект.
В обустройстве маршрута принимали участие тысячи школьников. Они были привлечены и к археологическим раскопкам. Самой удивительной находкой стала изготовленная около 1400 лет назад глиняная лампада, украшенная Менорой. После создания Израиля Менора станет символом еврейского государства, именно ее изобразят на национальном гербе.
Школьники из Зихрон Яакова обнаружили золотую монету Сулеймана Великолепного – Османского султана, по распоряжению которого в XVI веке была возведена существующая и сейчас стена Старого города в Иерусалиме. Это третья такая находка на территории Израиля.
"Тропа Синедриона – огромный проект, включающий в себя природные и исторические объекты. Он дает возможность познакомиться с культурой людей, населявших Галилею в стародавние времена. В Израиле нет другого подобного интерактивного проекта. Мы, археологи, творим историю", – говорит инициатор создания маршрута Яир Амицур.
Восстание Бар-Кохбы было подавлено римлянами в 135 году н.э. Оно повлекло за собой гибель значительной части евреев Иудеи и запрет еврейских религиозных обрядов. Ситуация изменилась после смерти императора Адриана в 138 году. Уцелевшие после восстания религиозные авторитеты, среди которых был Шимон Бар Йохай, собрались в Уше. Они восстановили Синедрион, после Иудейской войны действовавший в Явне, и избрали его главой раббана Шимона Бен Гамлиэля. Так началась кодификация религиозных законов, позволивших еврейскому народу сохраниться, несмотря на два тысячелетия рассеяния.
 
Редкая находка времен восстания Бар Кохбы (134-136 гг. н.э.) найдена в кастровой пещере недалеко от деревни Кивиа (קיביא ), что севернее Модиина, в процессе обследования местности по проекту Обследование Южного Шомрона (Самария). (линк)
1525361777346.png