В книге есть глава, посвященная восстанию в Варшавском гетто, где содержится совершенно новый, доселе малоизвестный материал. Речь идет об участии харедим в восстании. До сих пор официально считалось, что харедим категорически отказывались участвовать в восстании, доказывая, что их будет защищать только вера в заступничество небес. Оказывается, однако, что очень многие уважаемые варшавские раввины поддержали восстание. Наиболее яркой фигурой был рав Менахем Замба, до Катастрофы член всемирного Совета мудрецов Торы в “Агудат Исраэль” и главный религиозный авторитет польских евреев. Вначале Замба не принял идею восстания, но Шалем приводит свидетельства, согласно которым после отправки в лагерь смерти Треблинка большой партии евреев из Варшавского гетто (июль 1942 года), рав изменил свое мнение и постановил: “Я вижу, что, согласно Галахе, большая мицва принять участие в восстании в качестве тактики ведения войны”.
Шалем приводит также факты активного участия ультраортодоксальных юношей в восстании. Среди них выделялся рав Александр Земельман, один из руководителей польской организации “Молодежь Агудат Исраэль”. Большинство из них воевали в рядах “Организации бойцов БЕЙТАРа”, но и о деятельности этой организации, о подвигах ее участников официальная история молчит, и поэтому со страниц истории вместе с бейтаровцами исчезли и ультраортодоксы.
Исчезновение бойцов-харедим из списков участников восстания Шалем объясняет тем, что у бейтаровцев вообще не было упорядоченных списков, в отличие от организации Мордехая Анилевича. Кроме того, если добровольцы не приходили организованной группой, и у них не было своего оружия, их вообще не вносили в списки, а если списки и были, то они потом подверглись строгой цензуре.
В “Агудат Исраэль” также не было единого мнения касательно памяти участников восстания в Варшавском гетто. Рав Минц, например, очень гордится ими, и в целом ряде своих статей отмечал их роль в восстании, особенно в тот период, когда их существование старались не замечать. Другие в “Агуде”, например, рав Моше Бавли, утверждали, что участники восстания нарушили код поведения ультраортодоксов. В конце концов, победила линия Бавли. После Катастрофы харедим сосредоточили внимание на тех, кто даже в нацистском аду продолжал соблюдать заповеди, указывая на их духовное мужество, и полностью отбросили тех, кто принимал участие в восстании или поддерживал его.