Евреи в Израиле, политкорректность и т.п.

#61
моглибы например судан предложить или йемен
Добавь в список Сомали, Зимбабве и ЦАР. Жалко, что ли? :giggle:


Они и есть берберы принявшие иудаизм в незапамятные времена.
Аналогично в Эфиопии, фалаша — туземное племя, обращённое в иудаизм.
 
#62
С эфиопами тоже есть такое различие. Посторонним это обычно не заметно, но у них есть более низкие и более высокие по положению. Какие то роды или племена были очень давно покорены или рабами. И это различие всем известно. Но говорить о таком не принято.
 
#63
Добавь в список Сомали, Зимбабве и ЦАР. Жалко, что ли?
А можно и добавить почиму бы и нет,такшто ваши слова что вам всеравно насамом деле не всеравно и веть вы там не пирожками торгует в созвучном название по типу матрещька или перестройка!
 
#64
Но говорить о таком не принято.
Это знакомо. Политкорректность и т.п.

веть вы там не пирожками торгует в созвучном название по типу матрещька или перестройка!
Не пирожками, а котлетами фастфудными. Специфика страны такая.
Так устроит?
 
#65
Цифры еврейской иммиграционной статистики: среди эмигрантов (старше 14 лет) зарегистрировано в 1899—1907 гг. не умеющих читать и писать в среднем около 23%. Далее, произведенные в нескольких крупных городах (Минск, Витебск и др.) анкеты грамотности ремесленников показывают, что неграмотных не менее 30%. И в том, и в другом случае грамотность по-еврейски также считалась за таковую, притом обследование (как эмигрантов, так и ремесленников) касалось наиболее грамотных слоев евреврейского населения, преимущественно в возрасте 20—29 лет.
Грамотность евреев в России.
Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона.
Очень странные данные. Я попытался найти источник:
https://www.google.com/search?q=Гра...ии.+Еврейская+энциклопедия+Брокгауза+и+Ефрона
https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Грамотность_евреев_в_России
еврейская грамотность либо совсем не считается за таковую, либо регистрируется неполно. Счетчики переписи 1897 года, очевидно, почти совсем ее игнорировали, а само евр. население в огромной массе случаев считало свою, еврейскую, грамотность, конфессиональную по происхождению, чем-то обычным, что подразумевается само собою и о чем излишне упоминать. Вследствие этого евреи, грамотные только по-еврейски, часто ошибочно регистрировались переписью как неграмотные — и в результате по данным переписи % грамотности евреев ниже действительного. Как известно, огромное большинство обучает детей в хедерах, а в последнее время — и в общих и специально еврейских школах. Поэтому среди евреев-мужчин грамотность не ниже 75—80%; среди женщин же, которые значительно меньше обучаются еврейским предметам и менее грамотны по-русски, она равна прибл. 50%. Между тем перепись зарегистрировала грамотных (на каком бы то ни было языке) евреев-мужчин всего около 50%, а женщин менее 30%. Эти данные переписи следует признать значительно преуменьшенными.
Мне мой дедушка рассказывал, как, будучи студентом, переписывался со своей местечковой бабушкой по-еврейски до самой ее смерти. А грамотность (идишская и более-менее ивритская) мужчин была и вправду чем-то самим собой разумеющимся. И речь идет о бедных людях из задрипанных местечек, в большинстве своем - ремесленниках (мои предки - кожевенник, пекари, портной). Более того, я не думаю, что среди мужчин было до хрена неграмотных и по-русски. Что же касается переписи, то я не исключаю, что многие из каких-то соображений еще и преуменьшали свои познания (например, чтобы изображать "твоя моя не понимай" при призыве на военную службу). Женщины - да, в бедных семьях часто были неграмотны даже на идиш и часто вообще не говорили по-русски.
 
#66
Interestingly, the most relevant statistical study in our possession shows some surprising results. This is the Russian census of 1897, the only one ever undertaken in Tsarist times. On the subject of basic literacy, those polled were divided into age cohorts and asked whether they could read and write Russian, and if not, whether they could read and write any other language.

Of Jewish males in the ten- to nineteen-year-old group, 42 percent answered yes for Russian and another 18 percent answered yes for “another language.” (For the parallel female cohort, the figures were 32 percent and 12 percent.) For those aged twenty-to-twenty-nine, the figures were 53 percent and 18 percent (females, 30 percent and 16 percent). For those thirty to thirty-nine, 48 percent and 21 percent (females, 18 percent and 16 percent); for those forty to forty-nine, 41 percent and 27 percent (females, 10 percent and 16 percent); for those fifty to fifty-nine, 31 percent and 30 percent (females, 6 percent and 4 percent); and for those over sixty, 22 percent and 32 percent (females, 4 percent and 11 percent).

https://mosaicmagazine.com/observation/religion-holidays/2019/03/the-shockingly-low-literacy-rate-of-jews-in-eastern-europe/
 
#67
Interestingly, the most relevant statistical study in our possession shows some surprising results. This is the Russian census of 1897, the only one ever undertaken in Tsarist times. On the subject of basic literacy, those polled were divided into age cohorts and asked whether they could read and write Russian, and if not, whether they could read and write any other language.

Of Jewish males in the ten- to nineteen-year-old group, 42 percent answered yes for Russian and another 18 percent answered yes for “another language.” (For the parallel female cohort, the figures were 32 percent and 12 percent.) For those aged twenty-to-twenty-nine, the figures were 53 percent and 18 percent (females, 30 percent and 16 percent). For those thirty to thirty-nine, 48 percent and 21 percent (females, 18 percent and 16 percent); for those forty to forty-nine, 41 percent and 27 percent (females, 10 percent and 16 percent); for those fifty to fifty-nine, 31 percent and 30 percent (females, 6 percent and 4 percent); and for those over sixty, 22 percent and 32 percent (females, 4 percent and 11 percent).

https://mosaicmagazine.com/observation/religion-holidays/2019/03/the-shockingly-low-literacy-rate-of-jews-in-eastern-europe/
Неграмотность надо сравнивать со средним по европейской России, где были те-же 30%, но это в отличие от евреев было всего лишь процент грамотности. А в границах Черты оседлости и Польши (последние были очень гордые, но не очень грамотные), процент неграмотности среди неевреев был еще выше, чем в среднем по стране.
Так что, евреев РИ, конца 19 века, нельзя назвать неграмотными, особенно учитывая их в основном очень низкое социальное положение и то, что религиозное руководство ортодоксальных еврейских общин делало все возможное, чтоб предотвратить получение евреями светского образования.
 
#68
Очень странные данные. Я попытался найти источник:
https://www.google.com/search?q=Гра...ии.+Еврейская+энциклопедия+Брокгауза+и+Ефрона
https://ru.wikisource.org/wiki/ЕЭБЕ/Грамотность_евреев_в_России
Мне мой дедушка рассказывал, как, будучи студентом, переписывался со своей местечковой бабушкой по-еврейски до самой ее смерти. А грамотность (идишская и более-менее ивритская) мужчин была и вправду чем-то самим собой разумеющимся. И речь идет о бедных людях из задрипанных местечек, в большинстве своем - ремесленниках (мои предки - кожевенник, пекари, портной). Более того, я не думаю, что среди мужчин было до хрена неграмотных и по-русски. Что же касается переписи, то я не исключаю, что многие из каких-то соображений еще и преуменьшали свои познания (например, чтобы изображать "твоя моя не понимай" при призыве на военную службу). Женщины - да, в бедных семьях часто были неграмотны даже на идиш и часто вообще не говорили по-русски.
Это очень точно описывает положение ИМХО.
 
#69
Они не стали похожи. Они и есть берберы принявшие иудаизм в незапамятные времена. Не знаю как сейчас, а в 50е сефарды четко отличали и между собой не женились.
Это известное утверждение сефардов (ИМХО даже РАМБАМ писал об этом), но сегодня легко такое доказать или опровергнуть научно.
Так что не будем уподобляться тем, которые голословно обвиняют в том же "русских евреев".
 
#70
Это очень точно описывает положение ИМХО.
Гилад, спор на пустом месте. Я всего лишь ответил на этот постулат Аарона:

Видишь ли какое дело, но неграмотных евреев не было ни в укринском штетле, ни в мароканском штетле. Глупые были. А вот неграмотных не было.
 
#72
Это известное утверждение сефардов (ИМХО даже РАМБАМ писал об этом), но сегодня легко такое доказать или опровергнуть научно.
Так что не будем уподобляться тем, которые голословно обвиняют в том же "русских евреев".
А я не вижу в этом ничего ужасного, даже если РАМБАМ не писал. Иудаизм религия и прозелетизма стали бояться только в средневековье, когда общину за это могли уничтожить. Далия аль Кахине личность неоднозначная, но корни у нее точно берберские.
 
#73
Что бы спор был не на пустом месте, могу поведать, что из известных мне родичей не умели писать и читать на идыше единицы.
Остальные (родом из деревень) писали и читали на идыше (понятно, что на разных уровнях), мужчины знали иврит (немного- поскольку умели читать Тору), ну и русский выучили.
То есть знали три языка (более менее).
Это и есть поголовная еврейская неграмотность по Брокгаузу и Ефрону?
Речь идёт о людях, родившихся до революции. Да, необразованных, без высшего образования, но которые разговаривали с людьми на чистейшем русском языке (чистокровные русские так говорить не умели), переписывались между собой на идыше и читали русскую литературу в оригинале.
 
#74
Это и есть поголовная еврейская неграмотность по Брокгаузу и Ефрону?
Это твой вывод из вышеизложенного? Сам читать-то умеешь или только попи$деть? :D

Мой был такой:
"There were many more illiterate Jews in the Tsarist empire than we tend to think there were."
 
#75
whether they could read and write any other language.
...и для чертовой уймы клерков, проводивших перепись, а равно и респондентов ни идиш, ни лошн-койдеш не считались языками. "С ными нэ уснешь. Пышы - малчик."
Я всего лишь ответил на этот постулат Аарона:
Тезис Аарона был, что неграмотных не было. И "цитата из интернета" не убеждает в обратном. Я бы сказал, что в России в еврейской среде неграмотные могли быть только среди умственно отсталых или же в редкой ситуации, когда у какой-то семьи совпадали два противоречащих друг другу обстоятельства: (1) жизнь вне "черты оседлости" или среди неевреев (в деревне, а не в местечке с "хедером"), и (2) при этом крайняя бедность. Т.е. дети какого-то солдата-еврея или приказчика или арендатора, живущего в деревне по особому разрешению или вообще нелегально. При этом и солдаты, отказывающие креститься, и арендаторы обычно были не дураки и растили детей не абы как.
 
#76
...и для чертовой уймы клерков, проводивших перепись, а равно и респондентов ни идиш, ни лошн-койдеш не считались языками.
Дас-да, их всех записали глухонемыми. Если факт не укладывается в концепцию, тем хуже для него.
Сам, случайно, в ВПШ не учился? (Или на курсах агитаторов-пропагандистов, на худой конец)