• Zero tolerance mode in effect!

За сто лет до изгнания. 1391 год.

Севилья в конце средних веков стала самым большим и самым богатым испанским городом. Евреи, внесшие активный вклад в ее возрождение после Реконкисты, обеспечили себе там особенно сильные позиции. Самые богатые принимали участие в городской администрации, что являлось исключением даже для Испании; многие другие отправлялись делать карьеру при королевском дворе, посвящая себя государственным делам.
С 1378 года архидьякон Феррандо Мартинес д'Эсиха, бывший духовник королевы-матери, проповедовал в Севилье против евреев и возбуждал против них христианское население, «вызывая отвращение к ним у людей». По собственной воле он присвоил себе право улаживать споры между христианами и евреями в качестве церковного судьи. Когда король, «обеспокоенный злом и несчастьями для тел и для душ», предписал ему прекратить подстрекательство, он не обратил на это никакого внимания. Сравнивая себя с пророками Израиля Исайей, Иеремией и даже с Моисеем, не убоявшимся вызвать гнев фараона, он отвечал: «...Я не могу запретить себе проповедовать и говорить о евреях то, что о них сказал мой Господь Иисус Христос в Евангелиях...». Ко всему прочему он был убежден, что действует во имя высших интересов короля. Разве евреи не насмехались над королями и государями этого мира и не обманывали их подобно тому, как когда-то они смеялись над Господом и лгали ему? К этим словам, с помощью которых он оправдывался перед королем, в своих публичных проповедях он добавлял и другие аргументы: «Христианин, который причинит зло еврею или убьет его, — уверял он, не вызовет никакого неудовольствия короля и королевы, а совсем наоборот, — ему это известно из самых надежных источников, он даже ручался за это...» В ответ на это король возмутился: «Вы, человек, так близко знавший нас, как же вы осмелились утверждать подобные вещи?»
Тем не менее на протяжении более двенадцати лет Мартинес безнаказанно продолжал свои подстрекательства, требуя у своей паствы изгнать евреев из городов и деревень и разрушить их синагоги. Слава об этом проповеднике стала распространяться по всей Испании.
Король Кастилии Хуан I и архиепископ Севильи Барросо скончались в конце 1390 года с интервалом всего в несколько дней. Престол архиепископа оставался после этого вакантным долгое время, а наследнику королевского трона Генриху III едва исполнилось десять лет. Севильский подстрекатель воспользовался фактическим междуцарствием, чтобы удесятерить агрессивность своих проповедей.

1391
15 марта — Погром в Севилье не удался, возбуждённую толпу разогнали власти.

6 июня — Погром в Севилье (Испания), 4000 евреев погибли, пленены и проданы в рабство, какие-то синагоги разрушены, другие превращены в церкви, часть евреев под угрозой смерти приняло христианство.

20 июня - Погром в Толедо. Среди погибших были потомками знаменитого раввин Толедо Ашера бен Иехиила.

9 июля — Погром в Валенсии, совершен чернью, прибывшей из Кастилии, и солдатами, расквартированным в порту. 250 евреев убиты, остальные вынуждены принять христианство или нашли убежище в домах христиан. Часть синагог разрушена, а остальные превращены в церкви. Имущество погибших евреев конфисковано королем. Погромщики получили полную амнистию в ноябре того же года. Община не смогла оправиться от нанесенного ей удара, и лишь в конце 14 в. в Валенсии снова появляется небольшое поселение евреев.

2 августа - Погром в Пальма-де-Мальорка. 300 евреев были убиты, а 800 нашли убежище в крепости, из которого, с разрешения губернатора острова, и под покровом ночи, одни отплыли на север Африки, другие согласились креститься.

5 августа - Погром в Барселоне. Продолжался 3 дня. Погибли около 400 евреев.

11 августа - Погром в Жероне.

13 августа - Погром в Лейриде. 75 человек погибли, другие приняли крещение. Синагога превратилась в церковь, которую они посещали уже как христиане.

Многие евреи находили убежище в домах христиан. Знатные аристократы разрешали им спасаться в их замках, но за солидную плату.
Сотни евреев сумели сохранить твердость духа перед лицом испытаний и погибли, следуя тысячелетней традиции, «ради освящения Имени» (Киддуш-га-Шем, принятие страданий вплоть до мученической смерти во имя веры в Бога и верности предписаниям иудаизма). Так, например, поступили в Толедо талмудист Иуда бен Ашер, внук немецкого раввина и его ученики. В Барселоне евреи десятками кончали жизнь самоубийством. В Жероне все евреи как один человек отказались отречься. Но в большинстве еврейских общин царил дух паники и вероотступничества.
Те, кому не удалось спрятаться или бежать из Испании, принимали крещение, и многие раввины подавали им в этом пример. Охваченные паникой, простые евреи следовали этому примеру.
 
Назад
Сверху Снизу