• Zero tolerance mode in effect!

Как это делалось в Одессе

Vadim

Лучезарный колёс
Белые пятна истории :)

Главный подвиг Мишки Япончика

Одесская «малина» — победитель Антанты :D

23_01_00.gif

Мишка Япончик

СОВЕТСКАЯ историография поведала нам, что в апреле 1919 года «Одесса восстала против иноземных оккупантов; рабочие начали изгонять из города прислужников Антанты; их поддержали части Красной армии, сражавшиеся с превосходящими силами противника».

В связи с такой «трактовкой» событий сразу вспоминается фраза булгаковского Воланда: «Вранье! И интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова!» А знаменитый английский политик лорд Керзон назвал версию Москвы «большевистскими обезьяньими штучками». Но не удивился ей, ибо, по его мнению, «их Совнарком и Политбюро могут даже мужчину превратить в женщину».

Кремль, однако, шибко не обиделся: «Клевещут? И нехай клевещут!» Через какое-то время на экраны вышел кинофильм «Котовский», а затем, уже при Л. Брежневе, снималась картина «Интервенция». Обе эти ленты закрепили в обыденном сознании ложь, прозвучавшую из уст официальной пропаганды.

Но что же в действительности произошло в Одессе почти 85 лет назад?

Этапы «большого пути»

А ПРОИЗОШЛО вот что: одесская мафия провернула уникальную, невиданную, небывалую по масштабам операцию, не имевшую ни до ни после аналогов в мировой истории. Она тщательно подготовила, спланировала и осуществила ограбление крупного богатейшего города, обчистив его до нитки. Мало того, проведя «акцию реквизиции», бандиты хитростью удалили войска Антанты, размещенные здесь. И во многом повлияли на судьбу гражданской войны.

Но прежде чем рассказать вам о деталях того, как одесская «малина» врагу сказала «нет», сделаю необходимое отступление. Ведь без предыстории нет истории.

Термин «мафия» по отношению к здешнему криминальному сообществу вполне уместен. В городе — «жемчужине у моря» — мафия сложилась в полном соответствии с канонами. Причем закономерности ее возникновения были во многом общими с США и Италией.

Вот что пишет досконально изучивший «одесский вопрос» и ставший по нему настоящим профессором В. ШАМБАРОВ:

«Причерноморье лишь в конце XVIII века вошло в состав России и заселялось, как Северная Америка. В Одессу, главный торговый порт, стекалась вся голытьба, тут оседали эмигранты, возникали большие национальные кварталы — молдаванские, арнаутские (албанские), еврейские, греческие, следы которых до сих пор сохранились в городской топонимике. Одним из первых источников дохода и пропитания стала контрабанда. Преступные организации опирались на национальную корпоративность, имея в своих кварталах надежные базы, убежища, каналы сбыта.

Аналогично Сицилии, где мафия зарождалась из крестьянской самообороны от произвола феодалов, одесская преступность вышла на новый уровень в 1905–1907 годах, когда по югу России прокатилась волна антисемитских погромов и в крупных еврейских общинах возникли нелегальные вооруженные отряды для самозащиты. От которых, как нетрудно понять, всего один шаг до прямого рэкета — «мы тебя охраняем, значит, плати!»

Лучшее финансирование, вооружение и организация позволили еврейским группировкам (вспомним знаменитые «Одесские рассказы» И. Бабеля) захватить главенствующее положение в конкурентной борьбе с другими кланами и объединить их под своим контролем (хотя в целом, подчеркнем, состав одесской мафии был вполне интернациональным).

Как в Италии благодатной почвой для преступности стали разложившиеся остатки карбонариев и других политических обществ, так в российский уголовный мир хлынули побежденные революционеры, успевшие войти во вкус экспроприаций и контрибуций.

«Перестройка» на марше

В 1914 ГОДУ одесской мафии пришлось перестраиваться, так как возможности контрабанды на море в связи с войной резко сократились. Кое-какую перспективу открывал «сухой закон», но в отличие от США сверхприбылей он не обещал — из-за традиционного самогоноварения. Зато в Одессе появилось множество борделей, притонов и игорных домов — офицеры-отпускники валом валили сюда, чтобы «оттянуться» после фронтовых ужасов. Все злачные места, естественно, контролировались мафией. Кроме того, юг кишел дельцами, наживавшими состояния на армейских подрядах, и на первый план вышли налетчики, освобождающие «фраеров» от скороспелых капиталов.

А после Октябрьской революции наступила вообще лафа. Правоохранительные органы приказали долго жить, австрийские оккупационные власти смотрели на все в Одессе сквозь пальцы и легко покупались. Контрабанда превратилась в легальный бизнес — ею открыто занимались экипажи всех судов и портовые работники. Старых «фраеров» заменили новые, богатевшие на поставках для Австро-Венгрии. По-прежнему высокие урожаи давали злачные места, перешедшие на обслуживание оккупантов.

Одесская мафия крепчала на глазах, а возглавлял ее в этот период Михаил Винницкий, известный всему миру как Мишка Япончик — личность дерзкая, волевая и весьма талантливая.

О Мишке Япончике, особенно в последние годы, было множество публикаций, однако все они не стоят ровным счетом ничего, ибо высосаны из пальца. В лучшем случае — состоят из ходячих легенд, сложившихся вокруг его имени. Документы подтверждают лишь его видное положение в уголовном мире дореволюционной Одессы. Тот факт, что к 1918 году он уже носил титул «короля Молдаванки», объединяя под своей персональной властью всю городскую преступность. И наконец, документальна та небывалая операция, 85-летний юбилей которой нынешние урки могут скоро отметить».

Итак, пришло время рассказать о ней поподробнее.

Предшественник Остапа Бендера

…НА ПОРОГЕ 20-х годов власти в Одессе менялись со скоростью курьерского поезда: гетман Скоропадский, немцы, белогвардейцы и наконец — французские, греческие и румынские части, состоявшие из всякого сброда, не пригодного для германского фронта.

Город при подобной «чехарде» превратился в один шумный полублатной базар. Мало того что вовсю цвели мошенничество, валютные махинации и проституция, так еще и состоялся дебют отечественной мафии на стезе наркобизнеса: кокаин, поставлявшийся через «продвинутых» французов, пошел гулять по России.

«Армия Молдаванки» достигала тогда 20 тысяч человек! Примечательно, что она действовала в теснейшем контакте с большевистским подпольем, всячески поощрявшим хаос и анархию в тылу врага и даже снабжавшим и так небедных «Беню Крика со товарищи» деньгами и оружием.

Бандиты процветали. Но аппетит приходит во время еды, и Япончик, подобно Остапу Бендеру, решил по поводу огромных богатств Одессы: «Я бы взял частями, но мне нужно сразу!»

И не просто решил, но и осуществил гениальную акцию по «полной и окончательной экспроприации буржуйских ценностей». Вопреки сложившемуся мнению Мишка был не просто удачливый грабитель. Говоря языком «пикейных жилетов», он был голова!

Как пал «настоящий полковник»

ДЛЯ начала мафия подчинила себе и сделала послушным слугой-исполнителем не кого-нибудь, а самого начальника штаба оккупационных войск Антанты — жуликоватого полковника Фрейденберга! Его купили взятками и шантажировали вскрывшимися фактами спекуляции.

Попавший как кур в ощип полковник по требованию «малины» нейтрализовал белогвардейцев, пытавшихся хоть как-то навести в Одессе порядок. Им запретили проводить мобилизацию, брать оружие с собственных складов, создавать местные органы администрации и т. д. Как пишет А. Деникин в «Очерках русской смуты», неоднократные жалобы русских руководству войск Антанты, вплоть до маршала Фоша, спускались по инстанции командующему одесской группировкой генералу д.Ансельму. А от него… к все тому же Фрейденбергу.

Последний по велению мафии устранил от дел французского консула Энно, обвинив его во всех смертных грехах и предоставив начальству сфабрикованный компромат.

Энно был удален. Д.Ансельм сидел «на крючке», словно карась. Ведь он дезинформировал командование, подмахнув ловко состряпанный ложный рапорт о сражении с красными, «имевшими подавляющее преимущество в силе и технике». На деле же этим «грозным войском» оказались разрозненные полупьяные банды атамана Григорьева.

…План Япончика продолжал разыгрываться как по нотам. В Париж посыпались донесения о большевистской мощи и невозможности удержать город. Сбитая с толку Франция приняла решение об эвакуации, превратившейся в паническое бегство. К удиравшим солдатам присоединились «денежные мешки». Причем им уже было не до вывоза своего имущества — унести бы ноги.

Сбылась мечта идиота!

…4 АПРЕЛЯ — свершилось! Безвластную Одессу накрыла «армия Молдаванки». Действовали бандиты весьма организованно и методично. Первым делом были захвачены все банки, затем они скрупулезно очистили склады и магазины и наконец прочесали жилые кварталы.

Три дня город находился в полной власти криминала! Три дня его шмонали по-черному. Иностранные коллеги-гангстеры могли только завидовать российским «братанам» черной завистью — о подобном успехе им не приходилось и мечтать.

Судя по всему, одесская «малина» не обидела и послушного полковника Фрейденберга: по прибытии в Стамбул он подал прошение об отставке, объявил себя «невозвращенцем» и открыл в Турции собственный банк.

Ну а наши «летописцы» десятилетиями пудрили народу мозги легендами о «славном красном штурме Одессы». Впрочем, их можно понять: не признавать же «героем-освободителем» Мишку Япончика! Тем более что его вскоре пришлось поставить к стенке как «контрреволюционный элемент».

Олег БОРИСОВ

"АиФ-Долгожитель" :) N22, ноябрь 2003
http://www.aif.ru/online/longliver/34/23_01
 
Что характерно нет ни единой ссылки ни на один документ... звучит красиво, особено в рамках борьбы за "настоящую историю" и ниспровергательство советской историографии, но вот проверить кроме как проводя собственное исследование возможным не представляется. В общем с легкостью могет обыть очередной "а-ля Резун"...
 
Это веселый южный обувёж, не унылый пИсатель с многостраничными пережевываниями. Руки прочь!

Документы, документы, будут вам документы, щаc. Вот, сообщения АБC.

http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/63/63143.htm
http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/266/266996.htm

кроме как проводя собственное исследование
Очевидно.
 
1) не, ну тады Ха-Ха...
2) лениво залезать в "гражданку", ну не люблю я тот период.:)))))
 
http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/63/63143.htm

Исторический факультет ОНУ, кафедра новой и новейшей истории зарубежных стран, ул. Щепкина, 12, г. Одесса-100, 65100, Украина

Шкляев Игорь Николаевич- канд. истор. наук, старший преподаватель, специалист по истории СССР, деятельности советских правоохранительных органов в 1920-те гг., проблемам краеведения.

http://odnu.edu.ua/hist_nnzs.htm
 
Того же автора статья

Котовский, "Бандит-романтик".

http://www.paco.net.ua/odessa/media/word/290/sn192.htm
 
ОДЕССКАЯ ЧРЕЗВЫЧАЙКА
Глава 9 из книги:
ШКЛЯЕВ И.Н. ОДЕССА В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

http://dr-asp.chat.ru/shklyaev9.htm
 
ВЕРА ХОЛОДНАЯ – ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ
http://izvestiya.odessa.gov.ua/Main.aspx?sect=Page&PageID=492

Kраткaя зарисовкa истории деятельности контрреволюционно-разведывательной организации "Азбука"
http://dr-asp.chat.ru/azbuka.htm
 
ВЕРА ХОЛОДНАЯ – ШПИОНСКИЕ СТРАСТИ

А вот еще одна - не менее правдивая
--------------------------------------------------------------------------------

Основной автор этой публикации - автор многотомной "Бандитской Одессы", академик, и проч., и проч.
Впрочем, достоверности гипотезе это ничуть не прибавляет:)
http://www.paco.net/odessa/media/porto-fr/index.php?art_num=art026&year=2003&nnumb=08
http://www.paco.net/odessa/media/porto-fr/index.php?art_num=art028&year=2003&nnumb=09
http://www.paco.net/odessa/media/porto-fr/index.php?art_num=art032&year=2003&nnumb=10


http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/706/706697.htm
 
Белые пятна истории :)

Главный подвиг Мишки Япончика

Одесская «малина» — победитель Антанты :D

"АиФ-Долгожитель" :) N22, ноябрь 2003
http://www.aif.ru/online/longliver/34/23_01
Это хорошо, что господин журналист из "АиФ-долгожителя" слышал об Исааке Бабеле. Это плохо, что бабеля он не читал. Иначе он узнал бы, что все его стрррашные тайны Исаак Эммануилович описал в 192затером году:

http://www.lib.ru/PROZA/BABEL/odessa.txt

В девятнадцатом году люди Бени Крика напали на арьергард
добровольческих войск, вырезали офицеров и отбили часть обоза. В награду
они потребовали у Одесского Совета три дня "мирного восстания", но
разрешения не получили и вывезли поэтому мануфактуру из всех лавок,
расположенных на Александровском проспекте. Деятельность их перенеслась
потом на Общество взаимного кредита. Пропуская вперед клиентов, они
входили в банк и обращались к артельщикам с просьбой положить в
автомобиль, ждавший на улице, тюки с деньгами и ценностями.
 
Про начальника штаба, русского человека Фрейденберга. Такого у Бабеля не помню.
 
L'envoi


Вероятно, уж никогда не видать мне Одессы. Жаль, я ее люблю. К России был равнодушен даже в молодости: помню, всегда нервничал от радости, уезжая за границу, и возвращался нехотя. Но Одесса - другое дело: подъезжая к Раздельной, я уже начинал ликующе волноваться. Если бы сегодня подъезжал, вероятно и руки бы дрожали. Я не к одной только России равнодушен, я вообще ни к одной стране по-настоящему не «привязан»; в Рим когда-то был влюблен, и долго, но и это прошло. Одесса другое дело, не прошло и не пройдет.

Если бы можно было, я бы хотел подъехать не через Раздельную, а на пароходе; летом, конечно, и рано утром. Встал бы перед рассветом, когда еще не потух маяк на Большом Фонтане; и один-одинешенек на палубе смотрел бы на берег. Берег еще сначала был бы в тумане, но к семи часам уже стали бы видны те две краски - красно-желтая глина и чуть-чуть сероватая зелень. Я бы старался отличить по памяти селения: Большой Фонтан, Средний, Аркадия, Малый; потом Ланжерон, а за ним парк - кажется, с моря видна издалека черная колонна Александра Второго. То есть, ее, вероятно, теперь уже сняли, но я говорю о старой Одессе.

Потом начинают вырисовываться детали порта. Это брекватор, а это волнорез (никто из горожан не знал разницы, а я знал); Карантин и за ним кусочек эстокады - мы на Карантин и плывем; а те молы, что справа, поменьше, те для своих отечественных пароходиков, и еще больше для парусных дубков, и просто шаланд и баркасов: Платоновский мол, Андросовский, еще какой-то. В детстве моем еще лесом, бывало, торчали трубы и мачты во всех гаванях, когда Одесса была царицей; потом стало жиже, много жиже, но я хочу так, как было в детстве: лес, и повсюду уже перекликаются матросы, лодочники, грузчики, и если бы можно было услышать, услышал бы лучшую песню человечества: сто языков.

Помню ли еще здания, которые видны высоко на горе, подъезжая с моря? Дума была белая, одноэтажная, простого греческого рисунка; на днях я видел в американском Ричмонде небогатый уездный тамошний Капитолий, немного похожий на нашу думу, и час после того ходил сам не свой. Направо стройная линия дворцов вдоль бульвара - не помню, видать ли их с моря за кленами бульвара; но последний cправа наверное видать, Воронцовский дворец с полукруглым портиком над сплошной зеленью обрыва. И лестница, шириной в широкую улицу, двести низеньких барских ступеней; второй такой нет, кажется, на свете, а если скажут, где есть, не поеду смотреть. И над лестницей каменный Дюк - протянул руку и тычет в приезжего пальцем: меня звали дю Плесси де Ришелье - помни, со всех концов Европы сколько сошлось народов, чтобы выстроить один город.

У людей, говорят, самое это имя Одесса - вроде как потешный анекдот. Я за это, собственно говоря, не в обиде: конечно, очень уж открывать им свою тоску не стоит, но за смешливое отношение к моей родине я не в обиде. Может быть, вправду смешной был город; может быть, оттого смешной, что сам так охотно смеялся. Десять племен рядом, и все какие, на подбор, живописные племена, одно курьезнее другого: начали с того, что смеялись друг над другом, а потом научились смеяться и над собою, и надо всем на свете, даже над тем, что болит, и даже над тем, что любимо. Постепенно стерли друг о дружку свои обычаи, отучились принимать чересчур всерьез свои собственные алтари, постепенно вникли в одну важную тайну мира сего: что твоя святыня у соседа чепуха, а ведь сосед тоже не вор и не бродяга; может быть, он прав, а может быть и нет, убиваться не стоит.

Торик сказал: «разложение». Может быть, и прав; адвокат, защищавший Ровенского, тоже говорил о распаде, но прибавил: эпохи распада иногда самые обаятельные эпохи. - А кто знает: может быть, и не только обаятельные, но и по-своему высокие? Конечно, я в том лагере, который взбунтовался против распада, не хочу соседей, хочу всех людей разместить по островам; но - кто знает? Одно ведь уж наверно доказанная историческая правда: надо пройти через распад, чтобы добраться до восстановления. Значит, распад - вроде тумана при рождении солнца, или вроде предутреннего сна. Маруся говорила, что сны самые чудесные - предутренние сны. Чьи эти стихи? «Еще невнятное пророчество рассвета, смарагд и сердолик, сирень и синева: так мне пригрезились не спетые слова еще, быть может, не зачатого поэта; певца не созданной Создателем страны, где музыкой молчат незримые виденья, и чей покров на миг, за миг до пробужденья, приподымают нам предутренние сны». Боюсь, что стихи мои; старея, все чаще цитирую себя. Процитирую (во второй раз) еще и это: «Я сын моей поры - я в ней люблю все пятна, весь яд ее люблю».

...

Потешный был город; но и смех - тоже ласка. Впрочем, вероятно, той Одессы уж давно нет и в помине, и нечего жалеть, что я туда не попаду; и вообще повесть кончена.
 
Vadim, не стони самому больно.
Тут некоторые не верят документам. А если им рассказать старые одесские байки которые я слышал от старых людей,так у посторонних вообще уши завернутся.Я сам над ними прикалывался пока не понял что все эти байки так или иначе имели место в истории и передают видение человека непосредственно в них учавствовавших.Эти постороние просто не понимают , что каждый дом,улица,переулок в этом благословенном месте целая история и не просто так.От самого начала и по сегодняшний день это целый пласт мировой истории.
Даже весь "проэкт" государство Израиль без авантюристов из Одессы мог превратиться в мыльный пузырь.Об этом можно написать целый роман в стиле "Двеннадцать стульев".Это ж как надо было извернуться чтобы продать воздух и создать солидные финансовые,материальные и людские потоки со всего мира.Одна раскрутка барона Ротшильда или продажа участков святой земли чего стоит.Создание Тель-Авива.Это же чистейшей воды авантюризм на грани фола.Но зато как артистично и красиво.
Вот ликудники сидят под портретом человека и даже не знают кто он и откуда.
 
Назад
Сверху Снизу