Краткая история философия. Примодернизм, модернизм, постмодернизм.
I Предисловие.
1. В своём предыдущем обзоре "
Постмодерн" я сделал лишь общее заявление о переходе от модерна к постмодерну не дав деталей ни того не другого и данный обзор восполняет этот пробел.
2. По видимому мне следовали вместо примодерн-модерн-постмодерн использовать примодернизм-модернизм-постмодернизм. Всё же мы говорим об эпохах в широком понятии, а не в узко культурном. Я сменил терминологию.
3. Я не отдаю дани тому человеку у которого я заимствовал некоторые идеи потому, что хотел бы обсуждать идеи а не того человека, как в тот раз. Тем более, что я о нём ничего не знаю.
II Базовая терминология.
Метафизика: изучение предельной реальности; придаёт форму и порядок материальному миру; его заявления либо верны, либо нет. Метафизические утверждения включают в себя: Бог существует; душа существует; мир действует по законам логики.
Эпистемология: изучение знаний; откуда мы знаем то, что знаем; построен на логике и подвержен логической ошибке. Эпистемологические утверждения либо верны, либо нет. Сочетание логики и доказательств (два вида эпистемологии) дают нам научный метод. Примеры: "вы иррациональны"; "мы не знаем, существует ли Бог".
Аксиология: изучение ценностей; не верно/ложно, но меры степени или относительности; рассматривает эстетику и этику. "Эта картина прекрасна" или "Вы должны были сделать лучше" - это аксиологические утверждения.
III Три эпохи.
Предмодернизм: премодернисты начинали всю философскую мысль с метафизических утверждений. Исходя из этого, они перешли к эпистемологии - их эпистемология была построена на метафизической основе. "Как эпистемология соответствует метафизике?" Это всегда было ключом. "Я существую поэтому я мыслю". Я существую (метафизическое утверждение), поэтому я мыслю (эпистемологический акт).
Для Предмодернизма различие между Платоном и Аристотелем существенно и также имеет отношение к христианству и, следовательно, к развитию свободы на Западе. Оба начались с метафизики.
Платон рассматривал формы как нечто внешнее, абстрактное - идею снаружи; материальный мир был менее реальным, чем идеальный мир - это была тень нетленного идеального мира. Этот идеальный мир он обозначил как "формы".
Аристотель утверждал, что формы не существуют в каком-то отдельном месте; они существуют в самих вещах. Метафизический мир - это не просто нечто внешнее; это в самих вещах.
Возьмите человека: это абстрактная идея, которой соответствуют люди (Платон), или это внутренний потенциал, который он должен реализовать (Аристотель)? Христианство было в большой степени платоническим в его рождении - там есть нетленная сущность (но не "здесь"). Платон стал ведущей архитектурой христианского учения на тысячелетие.
Аристотель был добавлен Западу Фомой Аквинским. Это дало христианству и духовность, и материальность в одном и том же месте - в одной субстанции. Сильно упрощённо, Платон лютеранец и кальвинистской; Аристотель - католик.
Модернизм: поставил эпистемологию на первое место перед метафизикой; метафизика либо слишком сложна, либо в конечном итоге будет открыта через наши знания. Этот переход известен как эпистемический сдвиг (Epistemic Shift) или по-простому - Эпоха Просвещения (Enlightenment).
Декарт (рационализм): сомневаться во всем. Тем не менее, акт мышления не подлежит сомнению, потому что сомнение является мыслью. "
Я мыслю поэтому я существую". Я мыслю (эпистемологический акт), поэтому я существую (метафизическое утверждение).
Юм (эмпиризм) удалил причинность, удалив "должен" из "есть" он разделил разум от тела и этику от метафизики.
Кант (категорический императив): моральный закон обязателен, если его можно универсализировать. Он попытался примирить Декарта и Юма; Кант сделал различие между нуменальным миром и феноменальным миром - мы можем доверять производителям колбасных изделий делать хорошую колбасу, даже если нас не пускают на фабрику.
В метафизике ноумен (мир идей) - это положенный объект или событие, которое существует независимо от человеческого чувства или восприятия. Термин "ноумен" обычно используется в отличие от термина "феномен" или в связи с ним, который относится ко всему, что может быть воспринято или является объектом чувств.
Для Канта, если дерево падает в лесу без свидетелей - нуменом говоря, это произошло, феноменально говоря, этого не было, и у нас есть только доступ к феноменальному миру, но в нашем уме есть механизм, называемый трансцендентным, который переводит ноуменальное в наш мир. Ноуменальный мир - это сырье на мясокомбинате, а феноменальный мир - это колбаса. Они не пускают вас на фабрику, чтобы убедиться, что все хорошо. Мы должны доверять изготовителю колбасы. Кант говорит, что аналог отношения к трансцендентному.
Гегель (рациональная диалектика) сказал, что Кант не разрешил разногласия Декарта и Юма, а только усугубил. Гегель предложил, чтобы мы становимся неизбежно и неудержимо более разумными, пока однажды все люди не будут думать одинаково.
Гегель видит, что религиозное состояние является наименее зрелой стадией человечества, но он полагал, что это лучшее, что мы имели на то время и это состояние не всегда будет таким. По мере того как человек правильно взрослеет, он переходит от религиозного к этическому, затем к эстетическому (где мы все думаем одинаково) через свою диалектику тезис-антитезис-синтез. Это будет путь не только для человечества, но и для каждого человека. Защитники этого метода находят в нем корень марксизма (все мы принимаем одну точку зрения), его противники заявляли, что индивидуальность есть сущностью рациональности.
Метод. Поколение П1 делает тезис, поколение П2 восстаёт против П1 с антитезой, поколение П3 восстаёт против П2 и объединяет сильные стороны обоих тезисов в синтез.
Чистая причинно следственная связь. И мы все будем спасены, и ноуменальный и феноменальный миры будут идентичны. Религия-> этика-> эстетика. Таким образом, в определённый момент этика не потребуется.
Кьеркегор: 3 стадии (религия-этика-эстетика) Гегель поставил задом наперёд. Эстетическое наслаждение - самое примитивное в человеческом существовании (слюнявый младенец в полном блаженстве). Затем он переходит к этическому, наконец религиозному - самому сложному этапу. Только в этой последовательности человек может быть разумным и этичным. В конечном итоге этот модернистский взгляд (релятивизируя этические принципы) на мир сделал невозможным универсализацию концепции добра. Это породило ...
(Многие философы, такие как Мартин Бубер, рассматривали нацистскую партию как неизбежное следствие Эпохи Просвещения.
Неспособность модернизма увидеть метафизические реалии, их разочарование в мире, позволило нацистам дегуманизировать евреев, потому что нацисты были рабами мифа о рациональности, потому что они потеряли из виду нуменал)
Постмодернизм: аксиология - ценности первым планом; постмодернизм возник в результате Холокоста - считавшегося неизбежным следствием Эпохи Просвещения (потому что мы потеряли из виду метафизику). Колбасник Канта не сделал хорошую колбасу, он оказался нацистом.
Отсюда есть два варианта выхода: вернуться к метафизике, дать всем людям достоинство, признавая их метафизическую ценность (душу), или перейти к аксиологии -внедрить этическую ответственность за справедливость (без метафизической основы) в соседа и добиваться глобальной справедливости. Самые шумные постмодернисты идут вторым путём.
Или шире: благодаря Модерну у нас нет доступа к объективной истине и эта идея возникла не у постмодернистов, а у Канта. Благодаря такому событию, как Холокост, связь между ноуменальным и феноменальным была разорвана: однажды застряв в феноменальном мире без надёжного трансцендентного посредничества в мир ноуменала, мы застряли с субъективностью. Таким образом, задачей философии становится установление глобальной справедливости.
Вот почему постмодернисты ставят под сомнение объективную истину - не существует надёжного трансцендентного; в попытках стремления к объективности они видят завуалированные попытки получить власть над другим человеком. Постмодернизм - это отчаянная борьба за освобождение мира от светского мира, от необузданного Модернизма выпущенного из бутылки Эпохой Просвещения. Наш век сегодня - это не столько эпоха постмодерна, сколько эпоха конкурирующих модернов.
IV Заключение.
Постмодернизм не породил утверждение, что у нас нет доступа к объективной истине,. Это пришло от Канта через Декарта и Юма, и люди стали слепыми к метафизике. Выход отсюда для Запада в христианской концепции "откровения", в том, чтобы метафизический мир достиг нас.
Мы изо всех сил пытаемся найти метафизику, хотя мы и не называем это своим именем; мы пытаемся открыть метафизику через эпистемологию, т.е. знание. Поскольку это оказалось невозможным, мы останемся с постмодернистской аксиологией - попыткой установления ценностей первым планом. Мы цепляемся за нечто большее, чем материализм, но мы живём в аксиологическом мире.
V Послесловие.
Борьба Джордана Питерсона идёт против постмодернистов, которые ставят ценности первым планом, он (который, хотя он и не признает этого, также постмодернистский) хочет усилить метафизику но похоже боится ставить её в лидеры. Постановка метафизики в роль лидера находит сопротивление у модернистов и поклонников Эпохи Просвещения поэтому Питерсон пытается использовать эпистемологию (знания) для развития своей метафизики. В то же время он не хочет отказываться от Эпохи Просвещения. Но мы уже шли по этому пути! Он борется против плодов Эпохи Просвещения в той же мере в какой против этого борются постмодернисты с которыми он сам борется. Питерсон делает это с помощью метафизики, а постмодернисты, с которыми он борется, делают это с помощью аксиологии (ценностей).
Вопрос Питерсону: что требуется возродить из того, что было уничтожено Эпохой Просвещения ?
Единственный выход для него это определить что же Эпоха Просвещения уничтожила из того, что не следовало и ответ на это не будет найден через эпистемологию - то есть человеческое знание. Это будет найдено в метафизике.
Что касается Харриса с его попытками поиска универсальной морали, то я неожиданно обнаружил, что этим был озадачен ещё Иммануил Кант. Естественно Харрис ищет универсальную мораль не в метафизике, как и Кант и поэтому у Харриса тот же шанс успеха, что и у Канта.