• Zero tolerance mode in effect!

"Погиб поэт, пал жертвой флинча..."

Adam Sniper

Администратор
Команда форума
Как у Пушкина. Дантес целил в грудь - попал в живот. С двенадцати шагов.
То есть по тем временам и снегу - метров восемь. Будь на месте Дантеса - Сильвио, Пушкин был бы убит на повал на месте. А так промучался еще двое суток.

А, ну да, флинч Дантеса, как же я забыл про эту гениальную теорию. :)

А если бы крошка Пушкинд был нормального пехотного роста, Жорж ему бы отстрелил яйца...

Я тебе, Старик, щас одну большую тайну открою как литературовед литературоведу: в "смертельных" дуэлях с подходом с 20 шагов (а именно такими были условия дуэли "невольника чести" с усыновленным Геккерном) стреляли обычно именно в живот, а не в грудь.

По правилам после первого выстрела одного из соперников второй стреляет (если еще может) с того же расстояния, не подходя. Выстрел в живот - в те времена с высокой вероятностью смертельный, хоть и не мгновенно - уменьшает опасность промаха и практически сводит на нет шанс соперника на точный ответный выстрел (Пушкин, вспомним, ответным выстрелом всего лишь ранил Дантеса легко в руку, хотя мог, казалось бы, выцеливать его уже никуда не торопясь, но, блин, не с пулей же в животе).

Необходимо помнить, что соперники обычно двигались друг к другу боком, "прикрываясь" рукой с пистолетом. Выстрелом в грудь стрелок рискует попасть в руку с пистолетом, а то и просто - в пистолет (тому имеются многочисленные документальные свидетельства). Выстрел в живот (под локоть) - верняк. А поскольку, опять же по правилам "смертельной дуэли", если оба соперника еще способны держать оружие, они расходятся (разносятся) на исходную позицию и повторяют упражнение.

Таким образом, выстрел в живот при минимальной опасности ответного точного выстрела не оставлял шансов сопернику при повторном схождении. А если, по всяким там неписанным правилам чести, дуэль прекращали (как в рассматриваемой ситуации), то раненный в живот соперник в условиях медицины 1837 года, по-любому, не жилец.

Сегодня бы Сан Сергеича постаивли бы на ноги за неделю, но зимой 1837-го Пушкинд "пал оклеветанный молвой", особено, когда не всякий врач был готов спасать дуэлянта, да еще такого опального.

Кстати, тебе никогда не приходило в голову, почему Лермонтофф назвал это "с свинцом в груди"? Потому что это тогда считалось ранением в грудь.

Так что, Старик, оставь ты уже эту белетристику пр флинч Дантеса: он попал туда, куда целился - в подвздошную область, со стороны правой почки, точняк под правый локоть.

Давай какую-нить новую историческую правду, поддерживающую твою " всеобщую теорию флинча". :D
 
  • Like
Реакции: nt00
Хм
Есть еще один момент, все как то забывал заметить
Стреляли они по 1 выстрелу и никакой предпосылки вернуть пистолет на цель у них не было.
У меня есть большое подозрение, что флинч - дитя полуавтоматов и желания стрелять из них быстро.
Так что, не думаю, что в их времена вообще существовали психологические предпосылки к флинчеванию.
Старик, вы наверняка в детстве стреляли из матчевых тоз-ов и ни о каком флинче даже не догадывались. Потом вам дали в руки Марголин и поставили перед 5 силуэтами. Вот тогда все и началось :)
Хоть и по-мелкашечьи, но уже вполне чувствительно.
 
Хорошо, что напомнили. :)

Во-первых, это не совсем верно.

Флинч мало связан с желанием вернуть пистолет на линию прицеливания. Он связан в значительно большей степени с подсознательным желанием скомпенсировать отдачу в ожидаемый момент выстрела ("страх выстрела").

Флинч, таким образом, есть всегда, когда время от спуска курка до выстрела намного короче времени реакции стрелка либо точно предсказуемо. Он есть даже при стрельбе из дульнозарядного ружжа - заведомо однозарядного и страшно длинноствольного. Он есть всегда и у всех, когда выполняется выделенное курсивом условие. Просто опытные стрелки умеют его побороть.

Флинча нет только у впервые (или после долгого перерыва) взявшего в руки пистолет - его организм еще ничего не ожидает и потому ничего не пытается скомпенсировать. Со второго-третьего выстрела даже новичок начинает флинчевать.

Вместе с тем когда речь идет о фитильном или колесцовом пистолете, тогда флинчем действительно можно пренебречь - там от момента спуска до момента выстрела время непредсказуемо, организм не пытается (просто не может) подсознательно "подготовиться" (неправильно) к выстрелу.

Пушкинд с Дантесом стрелялись дуэльными кремневыми пистолетами ЛеПажа, стандартными для первой половины 19-го века

В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще.

Кремневый пистолет существенно сократил время от спуска курка до выстрела по сравнению с фитильным или колесцовым, этот интервал времени стал намного более расчетным, теоретически - чисто теоретически! - создавая, таким образом, препосылки для флинча.

Но!

До флинча там еще было как до Африки на ледоколе. ЛеПаж, не ЛеПаж, флинтлок - это все еще "спусти курок и молись, чтобы выстрелил". Там все еще порох "на полку сыпался" для воспламенения курковым кремнем, а потом все это по каналу с искрами и дымом в казенник, а там черный порох...

Какой нафик флинч? :D
 
... в "смертельных" дуэлях с подходом с 20 шагов (а именно такими были условия дуэли "невольника чести" с усыновленным Геккерном) стреляли обычно именно в живот, а не в грудь....
Adam Sniper, это Ваша теория или всё взято из каких либо источников? Это я к тому, что сегодня трудно с уверенностью утверждать, был ли в том случае флинч, или не был. Т.е. теорию можно с успехом подвести как за, так и против. Другое дело, когда сказанное утверждение основано на основании определённых фактов, исторических или литературных источников (а почему бы и нет?) и пр. Поэтому и интересно бы узнать- на чём основаны Ваши предположения?
Пример:
Уж не помню, где, но где то читал свидетельство какого литературного источника тех лет (не исключено, что речь шла о Дантесе), что некоторые "записные" дуэлянты использовали приём стрельбы, когда оружие слегка повёрнуто рукояткой в сторону, что считалось показателем мастерства (оказывается, понты появились весьма давно). Что произойдёт с флинчем в таком случае- не ясно.
Пистолеты были с непонятным хватом- не попробовав, трудно что либо говорить о флинче при стрельбе из такго оружия. Плюс стрельба поутру, на морозе, после бессонной ночи.
Нет, я всё же за наличие флинча у Дантеса. Кроме того, что Википедия говорит, что:
Пушкин был ранен: пуля перебила шейку бедра и проникла в живот.
Похоже, что таки да-флинч, хотя может действительно, целились в живот...
 
Темное, покрытое тайной веков дело :)
Однако, где то я давным давно читал что в дуэлях в основном держали оружие стволом вверх на уровне головы. Если мне не изменяет память, Пушкин с Дантесом сходились с 20шагов а не стрелялись с них.
Так что, помимо флинча, который все еще представляется мне маловероятным, можно допустить и еще пару версий. Например, Дантес, опуская пистолет выстрелил ниже просто потому, что не смог скомпенсировать инерцию. Или, даже не захотел ее компенсировать, нажимая на спуск во время когда прицел проходил в районе груди/головы.
Можно так же предположить, что выстрел был произведен во время шага и тоже "уронил" вниз.
Но в любом случае, согласитесь, утром, по снегу, попасть точно по вертикальной оси в двигающегося Пушкина - либо ужасное везение, либо изрядное мастерство. Флинчануть с груди в таз с такого расстояния, мог только человек державший пистолет 2й раз в жизни (при этом, первый раз - накануне перед дуэлью!). Это было бы скорее применимо к Пушкину, но не к Дантесу, который пол жизни провел в армии.
 
Adam Sniper
Насчет флинча, я соглашусь. Теоретически и классически - Вы совершенно правы. Но на практике фактор страха перед выстрелом работает именно больше против новичков или после долгого перерыва.
Для людей более-менее привычных начинает работать сильнее эффект спешки (причем, подсознательной). Стрелок настраивается на то, чтобы вернуть ствол на цель как можно скорее и часто начинает тянуть ствол вниз еще до выстрела. И вдобавок еще бьет по спуску, роняя еще сильнее вниз.
То, что я написал выше о ТОЗ-35, мой личный детский опыт. Я хорошо запомнил как свежеиспеченный разрядник 11-12 лет, гордый своими стабильными попаданиями в 5 копеек с 25 метров, вышел перед силуэтами и начал долбить их вкривь и вкось по коленям :)
Тот же эффект я наблюдал при стрельбе из аирсофтного газовика. Трудно предположить, что эта хлопушка вызывает подсознательный страх выстрела, но при попытке ускорить стрельбу, практически у всех аирсофтщиков шары уходят вниз.
Или еще один опыт, недавно проводил, попробуйте, если есть желание.
Ставите несколько мишеней в ряд или полукругом и начинаете стрелять их по очереди. Стреляете по 1 - не особо торопясь. Нормальный разброс. Стреляете по 1, быстрее - все начинает сползать в сторону движения. Пробуете слева-направо и справа-налево. Результат остается отчетливым - сползание, в сторону движения, но пока что не очень сильное.
Теперь начинаете стрелять по 2. И тут вдруг выясняется, что второй выстрел отчетливо тянется в сторону движения, даже при неспешной стельбе. И теперь, ползет больше. Зато первый - не ползет совсем.
И самое интересное.
Делаете это упражнение раз так N в одну сторону, делаете быстро.
Потом меняете направление, и обнаруживаете, что вы продолжаете тянуть второй выстрел в прежнем (заученном!) направлении.
Все это, конечно, не классический флинч. Но эффект очень близкий, мы пытаемся сделать до выстрела то, что хотим сделать после.
Возможно, это работает не одинаково для разных стрелков. Я не претендую на обширную статистику.
 
Что ж, Сначала о Пушкине. Потом о флинче.


Необходимо помнить, что соперники обычно двигались друг к другу боком, "прикрываясь" рукой с пистолетом. Выстрелом в грудь стрелок рискует попасть в руку с пистолетом, а то и просто - в пистолет (тому имеются многочисленные документальные свидетельства). Выстрел в живот (под локоть) - верняк.
Возможно, но....туда еще надо попасть. По условиям дуэли они сходились с двадцати шагов, стреляли без очередности, но не ближе десяти шагов. Дантес выстрелил первым с двенадцати и остановился. Пушкин стрелял уже раненный.
Куда на самом деле целился Дантес и целился ли вообще - мы уже не узнаем. Можем только предполагать. Стрелялись из пистолетов 32 калибра, 18 грамм пуля,
круглая свинцовая. А каков был пороховой заряд? А на сколько качественно его запыжевали? Какава могла быть начальная скорость и соответственно импульс отдачи?
Далее читаем профессора Спасского.
По вскрытии брюшной полости все кишки оказались воспалёнными, в одном только месте величиной с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей. В брюшной полости нашлось не менее фунта чёрной, запёкшейся крови, вероятно, из перебитой бедренной вены. По окружности большого таза, с правой стороны, найдено было множество небольших осколков кости, когда была раздроблена. По направлению пули надобно заключить, что убитый стоял боком, вполоборота к направлению выстрела было несколько сверху вниз. Пуля пробила общие покровы живота. В двух дюймах от верхней передней оконечности подвздошной кости (ossis iliaci dextri) правой стороны, потом шла скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и встретив сопротивление в крестцовой кости, раздробила её и засела где-нибудь поблизости. Относительно причины смерти надобно заметить, что кроме воспаления кишок, существовало и воспалительное поражение больших вен, начиная от перебитой бедренной, а наконец, и сильное поражение оконечностей становой жилы (caude eguinae) при раздроблении крестцовой кости”.

Сегодня бы Сан Сергеича постаивли бы на ноги за неделю, но зимой 1837-го Пушкинд "пал оклеветанный молвой", особено, когда не всякий врач был готов спасать дуэлянта, да еще такого опального.
Да ну? А Спасский, а Арендт, а Даль.....далеко не уездные врачи. Просто полостной хирургии тогда еще не существовало.

Кстати, тебе никогда не приходило в голову, почему Лермонтофф назвал это "с свинцом в груди"? Потому что это тогда считалось ранением в грудь.
Так Лермонтов поэт. Восторженная душа. Одно дело "С свинцом в груди......пробито пламенное сердце".(с) И совсем другое - С свинцом в тазу.....скончался от перитонита. НЕ поэтично.

Так что, Старик, оставь ты уже эту белетристику пр флинч Дантеса: он попал туда, куда целился - в подвздошную область, со стороны правой почки, точняк под правый локоть.
Возможно и так. А возможно и нет.
 
Так что, не думаю, что в их времена вообще существовали психологические предпосылки к флинчеванию.
Психологические предпосылки к флинчеванию появились с появленем огнестрельного оружия.


Старик, вы наверняка в детстве стреляли из матчевых тоз-ов и ни о каком флинче даже не догадывались. Потом вам дали в руки Марголин и поставили перед 5 силуэтами. Вот тогда все и началось.
Да нет. У меня появился флинч на ружье 12 калибра. Но мне его быстро исправили.


Флинч мало связан с желанием вернуть пистолет на линию прицеливания. Он связан в значительно большей степени с подсознательным желанием скомпенсировать отдачу в ожидаемый момент выстрела ("страх выстрела").
Не страх. Инстинкт. Сопротивление ожидаемому удару.

Просто опытные стрелки умеют его побороть.
Верно.



Это было бы скорее применимо к Пушкину, но не к Дантесу, который пол жизни провел в армии.
И что? Сколько мог он настрелять из дульнозарядного пистолета во времена когда все всего достигали методом тыка?
 
Можем только предполагать. Стрелялись из пистолетов 32 калибра, 18 грамм пуля,
круглая свинцовая. А каков был пороховой заряд? А на сколько качественно его запыжевали? Какава могла быть начальная скорость и соответственно импульс отдачи?
.

Вот, из интернета нашел:
7 января поэт Александр Пушкин вызвал на дуэль кавалергарда Жоржа Дантеса. Как ни странно, у того не оказалось под рукой дуэльных пистолетов. Куда побежал француз Дантес за оружием? Разумеется, во французское посольство! Секретарь посольства Огюст д.Аршиак вызвался быть секундантом. А сын посла Эрнест де Барант добыл для дуэли папины пистолеты. Купленные в оружейной лавке на Невском, они ещё ни разу не были опробованы в деле и жаждали крови.

Что же представляли собой «пистолеты Дантеса»? Прекрасно сделанное и тщательно украшенное орудие убийства. Дуэльный набор был произведён в ателье оружейника Карла Ульбриха при арсенале немецкого Дрездена. Калибр чуть меньше, чем у современных крупнокалиберных пулемётов и снайперских винтовок, — 11,5 миллиметра. Заряжался пистолет чёрным порохом и пулей весом 10 граммов. Начальная скорость — около 300 метров в секунду. На дистанции 20 шагов (именно так стрелялись Пушкин с Дантесом) убойная сила была примерно такой же, как у пули столь популярного нынче среди киллеров пистолета ТТ. Кроме того, пистолеты немецкого мастера были снабжены одной из оружейных новинок того времени — капсюльным замком. «Зубчатый, надёжно ввинченный кремень», о котором писал Пушкин в «Евгении Онегине», плохо переносил сырость и довольно часто давал осечки. А осечка приравнивалась дуэльным кодексом к выстрелу без всяких скидок на устаревшую технику. К сожалению, капсюли исправно работали в любую погоду.


Хотя, похоже, эта история, тоже оспаривается, как и наша теперящняя :)

Если предположить, что история верна, то у Дантеса не было вообще пистолетов, и по-видимому, он давно не стрелял.
Так что, возможно, выстрел в Пушкина был первым после длительного перерыва.
 
Yaf, естественно, это моя теория, построенная, однако, на исторических источниках, которые сегодня в изобилии в интернете. На картине ранения, на свидетельствах очевидцев, на "правилах дуэли". Стрелять в живот в этих условиях - самое разумное.

Пушкин, скорее всего, тоже был совсем не такой простак в плане стрельбы.

По подсчётам пушкинистов, столкновение с Дантесом было как минимум двадцать первым вызовом на дуэль в биографии поэта[1]. Он был инициатором пятнадцати дуэлей, из которых состоялись четыре[2], остальные не состоялись ввиду примирения сторон, в основном стараниями друзей Пушкина; в шести случаях вызов на дуэль исходил не от Пушкина, а от его оппонентов.
Скажем, я не умею фехтовать на рапирах. Каким бы ни был я безбашенным, мне никогда не придет в голову раз за разом вызывать на дуэль рапиристов, тем более, что все друзья Пушкина сходятся на мысли, что жить он любил и расставаться с жизнью таким дурацким способом вряд ли хотел. По крайней мере, так часто.

Старик, мы оба знаем, что ты часто предпочитаешь красное словцо строгому научному подходу. К этому феномену я отношу твое заявление, что флинч появился с появлением огнестрельного оружия. Это звучит красиво, эту хлесткую фразу можно ввернуть в любой разговор дилетантов. Но ты же знаешь, как я тебя люблю, и как я реагирую на такие твои заявы. :)

Флинч появился задолго до появления огнестрельного оружия. Флинч есть всегда, когда организм с хотя бы минимально развитой нервной организацией (а не обязательно человек) испытывает циклически повторяющееся внешнее воздействие (не обязательно механическое).

У тебя есть коты - проделай эсперимент (обещаю, ни одно животное не пострадает :)): посади его себе на колени, дай ему расслабиться, а потом начни с равным интервалом (в пару секунд) слегка подталкивать его справа. На пятом "толчке" руку останови, не доводя до животины. Кот "автомтиачески" качнется в сторону остановленной руки. Срабатывает не всегда и на каждом коте, но когда срабатывает, помогает лучше понять природу флинча. Значительно лучше, чем заявления про Пушкина. В более упрощенном варианте это представляет собой древнюю детскую игру "пихни соседа". Лучше всего работает на детях. Чем выше сознательная составляющая, тем легче с флинчем бороться.

Ну, да ты сам знаешь. Только притворяешься. :)

Я все это к чему: флинч есть всегда, когда есть подсознательное "желание" тела противостоять внешнему импульсу. Чтобы флинч произошел, импульсы должны идти с более или менее равным интервалом или в предсказуемое время. Это, каГбэ, азы, спорить с которыми в рамках академического диспута выглядит несерьезно.

Теперь назад к пистолетам, но все еще о твоем утверждении. Огнестрельное оружие появилось задолго до пистолетов. У пушек флинча нету - там некому сопротивляться. В момент, когда пушку уменьшили и взяли в руки, предпосылки для флинча возникли, но сам флинч не возник, потому что порох поджигали, потом целились, а потом в совершенно непредсказуемый момент происходил (если вообще происходил) выстрел. Когда внешний испульс приходит в неожиданный момент, флинча быть не может в принципе. Именно на этом простом и физиологическом факте основана техника борьбы с флинчем у новичков - не ждать выстрела. Спорить с этим - тоже чистая потеря времени.

Я даже опускаю устройство кремневого пистолета. Ты, кстати, когда-нить стрелял из флинт-лока? Если нет, то попробуй по возможности и доложи о флинче... :)

У парней действительно были капсюльные пистолеты, но все ж с достаточно медленным воспламенеием. Никакого флинча у Дантеса быть не могло. Его там и не было. Он просто попал примерно туда, куда целился.

Тем не менее, мне также нравится теория Пантелея (поскольку она не противоречит моей, если забыть, что попадание в живот было его целью): Дантес опускал пистолет и выстрелил. Учитывая, что мы все еще говорим о почти флинтлоке, выстрел мог произойти на несколько десятых секунды позже, чем он спустил курок, и пистолет за это время мог опуститься ниже желаемой линии. Не исключено. Только это не флинч. Против этой теории говорит "бэкграунд" Дантеса - боевого офицера (заметим, не ЦАХАЛа): опытный стрелок опускает пистолет до линии прицеливания, целится, фиксирует прицел и спускает курок. Так что подзревать Дантеса в такой детской ошибке тоже не хотелось бы. К тому же, в противном случае он бы попал в ноги, а он попал в подвзошную область - самый желаемый результат.
 
Замечу, что как в процитированных источниках, так и в имеющихся в сети немало неточностей. В частности сравнение комплекса пистолета/боеприпаса тех дней, заряженого чёрным порохом с ТТ (пистолет/боеприпас) - наверное не совсем точно. Описание раневого каналла свидетельствует о том, что пуля (скорее всего свинцовая без оболочки) пробив подвздошную кость изменила траекторию. Ещё можно принять во внимание факт значительной разницы роста А.С.Пушкина и кавалергарда Дантеса ввиду чего линия выстрела могла быть исходно направлена сверху вниз.
 
Дуэльный набор был произведён в ателье оружейника Карла Ульбриха при арсенале немецкого Дрездена. Калибр чуть меньше, чем у современных крупнокалиберных пулемётов и снайперских винтовок, — 11,5 миллиметра. Заряжался пистолет чёрным порохом и пулей весом 10 граммов. Начальная скорость — около 300 метров в секунду. На дистанции 20 шагов (именно так стрелялись Пушкин с Дантесом) убойная сила была примерно такой же, как у пули столь популярного нынче среди киллеров пистолета ТТ.
Кто написал эту хрень? Уже тогда, особено немцы жестко придерживались калиберных стандартов. Пистолеты были 32 калибра, то есть 12.5 мм. и круглая свинцовая пуля под этот калибр ну ни как не может весить 10 грамм. Значительно больше.

Если предположить, что история верна, то у Дантеса не было вообще пистолетов, и по-видимому, он давно не стрелял.
Так что, возможно, выстрел в Пушкина был первым после длительного перерыва.
Верное замечание. Они не были стрелками. Ни тот ни другой.

Флинч появился задолго до появления огнестрельного оружия.
Разумеется если речь идет об инстинкте.

Ты, кстати, когда-нить стрелял из флинт-лока? Если нет, то попробуй по возможности и доложи о флинче...
А ты, разве в детстве, поджиги не делал? Есть. :D


Описание раневого каналла свидетельствует о том, что пуля (скорее всего свинцовая без оболочки)
Круглая, свинцовая, безоболочечная. Других тогда и не было. А в комплект к двум пистолетам в набор прилагалась пулелейка.

Ещё можно принять во внимание факт значительной разницы роста А.С.Пушкина и кавалергарда Дантеса ввиду чего линия выстрела могла быть исходно направлена сверху вниз.

Тогда они должны были стреляться практически в упор.

опытный стрелок опускает пистолет до линии прицеливания, целится, фиксирует прицел и спускает курок. Так что подзревать Дантеса в такой детской ошибке тоже не хотелось бы. К тому же, в противном случае он бы попал в ноги, а он попал в подвзошную область - самый желаемый результат.
Что ж, давайте спросим у самого Алексндра Сергеевича, куда целить и как все происходит. Пистолет опускается или поднимается.



Теперь сомненья решены:
Они на мельницу должны
Приехать завтра до рассвета,
Взвести друг на друга курок
И метить в ляжку иль в висок.





"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет, молча, пистолет,

И далее.

Недвижим он лежал, и странен
Был томный вид его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь, из раны кровь текла.


То есть проникающее пулевое ранение брюшной полости. Ранение печени, обширное кровотечение, шок.
 
Ну, не настолько у них большая разница в росте, чтобы при расстоянии в 12 шагов траектория была настолько уж направлена вниз. Великий русский поэт от подошв до знаменитой шевелюры целиком составляет на расстоянии дуэльного выстрела цель с угловым размером по вертикали 5-7 градусов. Даже если крошка Пушкинд был метр-сорок, а Жорж 2 метра, при этом угол наклона от плеча Дантеса Пушкину в пах будет составлял бы не более 3 градусов. А на самом деле разница была намного меньше. Не думаю, что это что-то меняет в плане "стреляли сверху". Терминальная баллистика медленной массивной сферической пули тут имеет значительно большее значение, чем разница в 3 градуса в угле входа, особенно если учесть одежду и прочая.
 
"В ляжку" целили, когда хотели нанести сопернику "малую рану" и, таким образом, покончить с дуэлью, не причиняя сопернику слишком много вреда. Понятия чести, то да сё.

"В висок" целили, когда стреляли "насмерть" и когда не боялись промаха. А мы уже выяснили, что Дантес в последнее время мало тренировался, пропускал тренировки IPSC, чужие пистолеты, метет снег в глаза и прочая. Потому выбрал верняк - живот.

С пистолетами там все очень неясно. Согласно одним источникам, пистолет Пушкина не сохранился, а Дантеса хранится во Франции. По другим (http://www.cine-russie-strasbourg.fr/Animations_Russes/2009.05%20-%202009-08%20-%20Soultz%20-%20Mus%C3%A9e%20Bucheneck.pdf), целая пара "возвращена" президентом Миттераном Горбачеву в 89-м для передачи на хранение в Эрмитаж. По многочисленным свидетельствам, Пушкину пистолет заменили, когда у первого при падении Пушкина в ствол забился снег. Но это не так важно в рассматриваемом контексте.

ЗЫ. Тем более, чт ты уже и сам отредактировал свой пост и увидел, что ляжка с виском - это все очень замечательно, но ранение в результате - в живот, кровопотеря, смертельный исход. Что и требовалось доказать: стреляли заведомо в живот.
 
Вот, из интернета, не факт, что верно, но все таки:
а) Прямолинейное сближение с остановками.
Начальная дистанция составляла 20-30 шагов. Расстояние между барьерами не менее 10 шагов. Находясь на исходных позициях лицом к лицу, противники получали пистолеты. Секунданты, занимали места по обе стороны от барьеров попарно с боковым удалением в 10 шагов. По команде секунданта-распорядителя "Взводи" - взводились курки, пистолеты поднимались вверх науровень головы. По команде "Вперед марш" дуэлянты начинали движение к барьеру. При этом в интервале от исходной точки до барьера они могли останавливаться, прицеливаться и стрелять. Выстреливший обязан был оставаться на своём месте и ждать ответного выстрела в течение 10-20 секунд. Упавший от ран имел право стрелять лёжа. Если при обмене выстрелами никто из дуэлянтов не получил ранения, то, в соответствии с правилами, обмен выстрелами мог происходить трижды, после чего дуэль прекращалась.
 
Переводов условия дуэли Пушкина в инете сотни:
Противники ставятся на расстоянии 20 шагов друг от друга и 10 шагов от барьеров, расстояние между которыми равняется 10 шагам.

Вооруженные пистолетами противники, по данному знаку идя один на другого, но ни в коем случае не переступая барьера, могут стрелять.

Сверх того принимается, что после выстрела противникам не дозволяется менять место, для того чтобы выстреливший первым подвергся огню своего противника на том же самом расстоянии.

Когда обе стороны сделают по выстрелу, то в случае безрезультатности поединок возобновляется как бы в первый раз, противники ставятся на то же расстояние в 20 шагов, сохраняются те же барьеры и те же правила.

Секунданты являются непосредственными посредниками во всяком отношении между противниками на месте.

Секунданты, нижеподписавшиеся и облеченные всеми полномочиями, обеспечивают, каждый свою сторону, своей честью строгое соблюдение изложенных здесь условий.
Если кто найдет оригинал на французском, выложите, плиз.
 
Насчёт пули - видел я в музеях и формы для литья пуль, но я специально подчеркнул это, чтобы заронить сомнение и в скорости 300 м/с и в сравнении с оболочечной со стальным сердечником пули ТТ. Конечно, пуля отклонилась и деформировалась при попадании в кость. И с учётом удельного веса свинца - конечно весила побольше, чем 0.45 АСР. И летела помедленней. Насчёт дуэльного кодекса - сходились, но пуля вошла сбоку. Приставными шагами? Замена пистолета - сомнительно. В наборе было 2. Откуда на замену? Штатный ПМ секунданта?
Описания грешат художественностью. Поэтому судить о том, что там было - невозможно. Не доказать и не опровергнуть все теории.
 
Или еще вот.


Долохов шел медленно, не поднимая пистолета, вглядываясь своими светлыми, блестящими, голубыми глазами в лицо своего противника.


Только слышны были торопливые шаги Долохова, и из-за дыма показалась его фигура. Одной рукой он держался за левый бок, другой сжимал опущенный пистолет.
 
Назад
Сверху Снизу