О ДИСКРИМИНАЦИИ ЭФИОПОВ
Вы покупаете квартиру. Район устраивает. Состояние квартиры устраивает. Прочее - в порядке. Но тут вы узнаете, что вашими соседями по лестничной клетке будут чернокожие. Вы о них ничего не знаете. Конечно, против них ничего не имеете. Но цена квартиры моментально падает (как минимум) на 10%.
Иерусалим. Вечер пятницы. Возле Стены плача. Молоденькая миниатюрная эфиопка налетает на мужика, который вытащил камеру и пытается фотографировать. Эфиопка при каждый попытки налетает на него черным коршуном, сообщая, что никак нельзя.
Мужик каждый раз делает вид, что подчиняется.
Она отходит он снова фоткает. Он с гостями. Привез их чтобы пофоткать у Стены. А ему мешают.
Девочка начинает орать. Мужчина наконец огрызается: “Не тебе учить меня как быть евреем”.
Эфиопка: “Я еврейка”.
Он в ответ: “Если бы те, кто дал тебе работу считали бы тебя еврейкой, то они бы не дали тебе здесь работать в шаббат”.
Эфипка начинает реветь и убегает жаловаться. Почему сразу начинает реветь? Патамушта это… правда.
В кафе Бат-Яма эфиопский кандидат, который пришел устраиваться на работу, услышал, что ему нужно свидетельство об окончании курса работы на кофеварке, в то время как еврею-ашкеназу, заявившему, что он ничего не умеет, сказали: «Не боись – научим»
Северный Тель-Авив. Элитный район. Возле домов гуляют два молодых эфиопа. Сели на скамейку. Через несколько минут около них полиция. Спрашивают: что они делают тут? что замышляют/? Просят документы на проверку? Ну не должны в таком районе бродить эфиопские парни. Кто-то увидел через окно и просигнализировал.
Эфиопские девушки, кстати, такого отношения не вызывают. Они, как считаются, в массе более продвинутые. Почему? Почти у любой эфиопской девахи были белые бойфренды. И она у них, как считается, чему-то продвинутому ещё и обучалась.
Эфиопские парни, жалуясь на свои трудности, часто прибавляют, что вот такая несправедливость: белые девушки им не дают, а черных приходится делить с белыми мужчинами.
Большинство представителей эфиопской общины - плохо образованны. И плохо вписаны в израильское общество.
Хотя на их образование, социализацию, интеграцию было брошено огромное количество денег. Но всегда, когда речь идет о выделении огромного количества денег… Вопрос: как они они осваиваются?
Помню один из проектов, который был представлен ивритоязычным журналистам Ципи Ливни и Мирлой Галь (которая была назначена генеральным директором репатриантского министерства поскольку служила вместе с Ципи в разведке Моссад). Проект был посвящен борьбе с семейным насилием среди репатриантов из Эфиопии. Бороться предлагалась при помощи компьютерных дисков, на которых были фильм и материалы, посвященные недопустимости таких вещей. Когда одна из присутствующих на презентации журналистов, вернувшись в редакцию, попыталась открыть содержание диска, то у неё компьютерной грамотности не хватило. Боролись с диском всей редколлегией. Почему ветеранки Моссада так верили в компьютерную грамотность новоприбывших из Эфиопии?!
А ещё можно поговорить о многомиллионных проектах в сфере гражданского общества, где львиная доля бюджета уходит на гендиректора, брат которого с кем-то “правильным” служил в армии, его помощницу, которая с кем-то “правильным” училась в универе, прочий штат людей с правильными связями…
Всё что остается уходит на пару эфиопских координаторов, одна из которых обязательно спит с кем-то “правильным”. Ну и нескольких мероприятий куда пригласят эфиопских стариков накормить бурекасами.
Государство, выделяя большие бюджеты, зачем-то заперло большинство религиозных детей в псевдорелигиозные школы. Почему “псевдо”? Патамушта в приличные религиозные школы их не возьмут. И религиозные родители тоже не хотят, чтобы их дети учились с этими “евреями под сомнением”.
А ещё социальное жилье, распределение, которого создавало районы гетто. Шхуна Эзорим в Нетании. Когда пару домов заселили эфиопами - цена упала у всех соседей.
Есть ли в Израиле дискриминация эфиопов? Конечно, есть. И не только эфиопов. Дискриминация - это не обязательно государственная политика, а отношение людей.
Дискриминация - это от латинского “Discriminatio” — различение, выделение. Это особое отношение к части населения, выделенной по определенному признаку.
В качестве признака может выступать любое значимое отличие личности, например, раса, национальность, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий, состояние здоровья.
"Дискриминацией" в медицине, например, называют способность человека воспринимать два одинаковых раздражения, наносимых на кожу одновременно в двух точках, отстоящих друг от друга на каком-либо расстоянии по-разному, раздельно.
И в социальной жизни мы относимся к одинаковым стимулам-раздражителям по-разному.
Автобус. Пожилая женщина, репатриантка из Эфиопии, возвращается откуда-то с покупкам и двумя детьми, рядом с ее сиденьем гора пакетов. Другая пожилая женщина споткнулась об один из этих пакетов и высказала по этому поводу на чистом и богатом русском языке все, что она думает о темнокожей пассажирке и ее детях, включая общий уровень развития общины, к которой та относится, среднестатистические интеллектуальные способности и вопросы гигиены.
Возмущение тетки понятно. Вопрос: высказала ли он половину сказанного, если бы пакеты принадлежали бы не чернокожей.
Иерусалим. Я выхожу гулять с маленьким Шаем. Старушки на скамеечке. Им всегда нравится, когда мущина возится с младенцем. Когда нёс Шая мыть, слышал одобрительные восклицания. Потом сидел рядом с тетками, смотрел издали как Шай снова возюкается. Тут появляется благочинно одетый эфиоп со своим пупсиком. Старушки комментируют совсем по-другому: сидят на пособие, ничего не делают. Эфиопа они не знают. Как и меня.
Одинаковые вещи вызывают у нас разные реакции. Одни и те же слова и поступки будут вызывать у нас разный отклик в зависимости от того исходят ли они от еврея или араба, мужчины или женщины, миллиардера или рабочего, здорового или больного...
Дискриминация - это функция абстрактного мышления, позволяющая заклеймить конкретный раздражитель по выделенному общему признаку.
Поэтому, она, к сожалению, неизбежна...
«Неизбежна и взаимна. "Наши" тоже дискриминируют "ненаших", только вот возможностей у наших меньше. Поэтому наши и плачутся» - как заметил тогда один из моих френдов в ЖЖ.
Но… это не значит, что с этим нельзя бороться. И бороться с этим может каждый. Сейчас в садике у Шая есть лучший друган - Ошер. Он чернокожий.
А сначала…. Раньше над ними двумя смеялись. Над Шаем потому что он плохо разговаривает. А над Ошером за то, что он черный.
Шай хорошо дрался для любого возраста. Побьет кого-нибудь и садится плакать, поскольку остается непонятым.
А ещё они - как два не принятых постоянно ссорились друг с другом, под веселое гоготание всех остальных.
Вот откуда это у четырехлетних (тогда) детей?!
Шай вернулся домой один раз и сообщил, что у них есть мальчик Ошер. Но он некрасивый. Почему? Шай сказал: “Он чёйный”. Типа: ты чё сам не понимаешь?!
Другой раз придя из садика он сообщил, что дети говорят, что с Ошером нельзя дружить “Он чейный как каки”.
В следующий раз мы должны были ехать с
Lena Kogan в Хайфу на лекцию. Я одел Шая, чтоб передать его дедушке. Говорю “какие у тебя красивые новые сандалики”. А он глядя на мои начищенные туфли: “А у тебя некрасивые”. Почему? Шай удивляясь: “Они чейные...” Рассказал в дороге Лене. Посмеялись.
Но вот вернувшись домой, я занялся Шаем без смеха. Вспомнил и нашел все мультики в пользу пролетарского интернационализма, буржуазного космополитизма и общечеловеческого гуманизма. И устроил Шаю промывку мозгов. И через несколько месяцев они стали давать отпор всей группе. А потом лидировать. И это правильно… Я так думаю.
И последнее. Работал со мной в одном партийном проекте лет 12 назад парень эфиоп, которого с моей легкой руки все называли “Пушкиным”. Однажды, мы были в ситуации “Запорожцы пишут письмо турецкому султану”. Сидим сочиняем предъяву. Вдруг “Пушкин” начал советовать. И всё на очень хорошем юридическом уровне. Вызвало удивление. “Пушкин” говорит: “Я же юрист по образованию”.
Присмотрелся я к нему. Смышленый парень. Очень толковый.
Я его спрашиваю:
- А чего ты тут работаешь? Ты же адвокатом бы заработал больше.
- Кто же возьмет адвоката-эфиопа?!
- Хотя бы сами эфиопы.
- Сами эфиопы в первую очередь и не возьмут.
А потом в конце разговора он мне сказал:
- Знаешь в чем разница между мной и вашими детьми?! Ваши дети будут ашкеназийской элитой. Может с не такими стартовыми возможностями. Но элитой. А я и даже мои дети… Останемся эфиопами.