• Zero tolerance mode in effect!

27 июля 1955 года - самолет Эль Аль сбит над Болгарией

Пассажирский самолет Эль Аль, совершавший рейс из Парижа в Израиль, сбился с курса, и залетел в воздушное пространство Болгарии. Два болгарских МиГа выстрелами из пушек по крыльям сбили самолет. Все 58 человек, пассажиры и экипаж, находившиеся на борту, погибли.
 
Недавно вышла книга израильского публициста Ханана Азрана. По его версии самолот был сбит не ошибочно, а по приказу советов: на его борту находился агент Моссада, который сильно насолил русским и за это был уничтожен.
 
уж слишком сложно получается. А каким образом самолет оказался в воздушном пространстве Болгарии? Или Советы так удачно все подгадали? Ну и потом никто не говорит что самолет сбили ошибочно - его сбили как нарушителя
 
В первой половине 50-ых о "Мосаде" вообще никто не знал из широкой публики, а среди спецов "Мосад" котировался на уровне, скажем, внешней разведки Бирмы. Операция, которая поставила "Мосад" на карту мира (по крайней мере, среди спецов) была добыча закрытой речи Хрущева на XX сьезде. Так что такого агента не могло быть даже теоретически.
 
Интересный случай первый раз наткнулся на него.

ЗАБЫТАЯ ТРАГЕДИЯ
Арье О'САЛЛИВАН
Перевод Семена ЦУРА

Прошло полвека с того дня, когда заблудившийся пассажирским самолет компании "Эль-Аль" был сбит в небе над Болгарией. Погибли 58 человек - экипаж и пассажиры. Известный израильский журналист Ханан Азраи в своей недавно вышедшей книге доказывает, что этот инцидент не был случайным....

Болгарские истребители МиГ-15 буквально изрешетили тогда самолет компании "Эль-Аль", выполнявший рейс 426. В разгар холодной войны даже случайное нарушение воздушного пространства Восточного блока рассматривалось его руководством как "провокация империалистов". София утверждала, что ее станции слежения за воздушным пространством приняли израильский гражданский самолет за американский разведывательный. Болгары выразили сожаление и выплатили компенсацию семьям погибших и Израилю. Вскоре об этом все забыли - во всяком случае, на дипломатическом уровне.

В Израиле недавно вышла в свет книга известного тележурналиста Ханана Азрана, в которой он утверждает, что, вполне вероятно, именно Москва приказала сбить самолет, чтобы уничтожить находящегося на его борту агента "Мосада". Автор приводит факты, свидетельствующие о том, что само израильское правительство замяло этот инцидент, не желая, чтобы наша страна становилась разменной монетой в большой игре супердержав - США и СССР. Были и некоторые другие основания для этого: израильтяне не хотели, чтобы мировое сообщество узнало о том, что "Эль-Аль" используется для тайной доставки новых репатриантов на историческую родину. "Это было преднамеренное преступление, совершенное в эпоху холодной войны против беззащитной цели", - пишет Азран в предисловии к своему исследованию.

Самолет, о котором идет речь, вылетел из лондонского аэропорта Хитроу, у него были запланированы две промежуточные посадки - в Париже и Вене. На борту находились семь членов экипажа и 51 пассажир, в том числе трое детей. Судя по архивным данным "Джерузалем пост", лайнер серии "Констеллейшн" прибыл из Лода в Лондон с опозданием, и экипажу пришлось перенести обратный вылет с десяти часов утра на три часа дня. Соответственно сдвигалось на вечер и прибытие в Стамбул. "Констеллейшн" не сразу попал к "Эль-Аль". Самолет был собран на заводе корпорации "Локхид" для нужд американских ВВС. Во время Второй мировой войны эти машины использовались как летающие пункты управления войсками и для транспортировки тяжелых и объемных грузов. Позднее их переоборудовали и стали применять для сбора разведданных. "Локхид" выпускал также гражданские модели для дальних рейсов. В декабре 1947 года четыре такие модели были тайно переправлены в Израиль, несмотря на запрет ФБР. Сбитый 4Х-АКС был как раз одним из них. Самолет зарегистрировали в Панаме, он доставлял из Чехословакии оружие для создававшейся в то время израильской армии. В июле 1948 года при посадке в пражском аэропорту был поврежден механизм шасси, и машину отправили на ремонт. В октябре 1949-го она вернулась в США для капитального ремонта, а спустя три года "Эль-Аль" приобрел ее и переоборудовал в пассажирский лайнер на 63 места.

В тот роковой июльский день "Констеллейшн" взлетел последний раз из аэропорта Вены. Его маршрут должен был проходить над Югославией и Грецией. Первым пилотом был Стэнли Хинкс, уроженец Англии, бывший летчик королевских ВВС и ветеран Войны за Независимость. Старший помощник Пинхас Бен-Порат и бортинженер Сидней Чалмерс репатриировались из Южной Африки. На европейских рейсах "Эль-Аль" не была предусмотрена должность штурмана.

В мае 1955 года был подписан Варшавский Договор - и Европа окончательно поделена между Западом и Востоком, подозревавшими друг друга во всех смертных грехах. До запуска первых спутников-шпионов оставалось немало времени, поэтому американцы постоянно осуществляли разведывательные полеты на границах советской империи - от Балтийского моря до Черного, в том числе вблизи воздушного пространства Болгарии. Чаще всего использовали для этих целей именно модель "Локхид Констеллейшн", нашпигованную самыми совершенными фотокамерами и подслушивающими устройствами. По сведениям Азрана, большая часть этих самолетов была выкрашена в черный цвет, а главной их отличительной особенностью был хвост.

Лайнер компании "Эль-Аль" был темно-синего цвета с символом в виде белой шестиконечной звезды на голубом фоне. Американцы изображали на своих боевых машинах пятиконечную звезду такого же цвета и на таком же фоне...

Болгарское правительство беспокоилось, как бы разведывательные устройства "империалистов" не проникли в воздушное пространство страны. Активное участие в руководстве ее ВВС принимали, как известно, советские офицеры. В тот день, 27 июля, пилот рейса 426 следовал указаниям радиомаяка. По необъяснимой причине он неожиданно отклонился от проложенного маршрута и пересек границу Болгарии. По мнению некоторых экспертов, самолет занес туда сильный ветер. Или, кто знает, приложил руку всесильный КГБ?.. Воздушное судно пролетело над городами Станке-Димитров, Благоевград и южнее Петрича.

По словам Авраама Голдрича, который в то время был главным штурманом "Эль-Аль" и занимался расследованием катастрофы, пилот постоянно следил за сигналами радиомаяка. Но в какой-то момент тот вышел из строя, что и привело к катастрофическим последствиям.

Вскоре появились два истребителя МиГ-15: болгары вполне могли принять пассажирский самолет за разведывательный УЗАР НС-121. По мнению Азрана, советские офицеры, дежурившие в тот день в генштабе, не позволили командующему-болгарину усомниться в принадлежности самолета и его намерениях. Они же настояли на том, что единственным вариантом развития событий может быть его уничтожение.

Благодаря развалу советской империи исследователи получили доступ к сверхсекретным архивам, ранее хранившимся за семью печатями, В том числе к болгарским. Азран пишет, что вместе с местными журналистами он смог ознакомиться с несколькими документами, из которых следует, что именно русские несут ответственность за гибель израильского лайнера. Один из документов составлен на основе свидетельства британского военного атташе в Софии подполковника А. Стивенсона. В другом говорится о роли в указанном инциденте советского генерала Шинкаренко. По словам генерала Гиргиева, в тот период командующего ПВО Болгарии, когда стало известно о нарушении воздушного пространства страны, он решил посоветоваться со "старшим товарищем". "Если бы я был на вашем месте, - сказал якобы тот без всяких колебаний, - тотчас сбил бы его!"

- Москва постоянно упрекала нас в том, что мы не в состоянии защитить воздушное пространство стран Варшавского Договора от американских шпионов, - рассказывал Гиргиев. - Уже не помню, сколько раз мне объявляли выговоры и грозили выгнать. И очередное проникновение самолета противника в наше небо было серьезной проблемой...

Вернувшись на командный пункт, генерал включил связь со всеми экипажами и сказал пилотам: "Если самолет сразу покинет наше воздушное пространство - бог с ним. Если же этого не произойдет и он не подчинится команде снизиться и произвести посадку, его следует сбить". Тогда один МиГ пристроился в хвост израильскому "Констеллейшн", другой оказался над ним. Это были вполне ясные указания нарушителю. По мнению Азрана, пилоты болгарских истребителей обязательно должны были видеть опознавательные знаки самолета и определить, что это гражданский лайнер. "Несмотря на это, приказ открыть огонь был отдан", - уточняет израильский журналист.

"Констеллейшн" с горящими моторами начал снижаться. В 5 часов 37 минут его пилоты передали SOS и связались с центром управления полетами в аэропорту Афин, запрашивая разрешение на вынужденную посадку. Греки передали их сообщение в аэропорт Лода.

Самолет снизился с высоты 5,5 километра до трех, когда истребители вновь атаковали его, пишет Азран. "Пилоты решили, что враг может ускользнуть, и решили добить его, - объясняет автор книги. - Он палили и палили... К ним присоединились наземные средства ПВО. В результате воспламенилось горючее в баках авиалайнера, а крылья превратились в решето..." Однако эта машина была чудом американской инженерной мысли и технологии, и даже после обстрела сохраняла стабильность полета на высоте 600 метров. Но тут болгарские истребители вновь набросились на нее - стальная птица начала разваливаться в воздухе и, наконец, врезалась в землю недалеко от берега реки Струмица. В этом месте сходятся границы трех стран, и югославские и греческие пограничники стали свидетелями ужасного взрыва...

"Впоследствии болгарские власти нашли и спрятали остатки некоторых приборов и оборудования "Констеллейшн", чтобы скрыть следы чудовищного преступления", - пишет Азран.

Опровергая его версию, Голдрич утверждает, что самолету все же удалось совершить вынужденную посадку. Но тогда, по свидетельству очевидцев, истребители сделали еще три захода, добив "Констеллейшн" и не оставив в живых ни одного человека.

"Все это было весьма странно, - комментирует Авраам Голдрич. - В таких случаях принято заставлять самолет-нарушитель совершить посадку, а не сбивать его". По его словам, греческие пограничники перехватили приказ болгарского командования пилотам своих МиГов: "Если даже он сядет, немедленно уничтожить!" Впоследствии, говорит бывший главный штурман "Эль-Аль", болгары сделали вид, что нападение на пассажирский самолет было ошибкой командующего ПВО, и его заменили. Впрочем, вероятно, этот инцидент на самом деле был неприятен им самим, потому что пострадала репутация страны, Со стороны СССР не последовало никакого выражения сожаления...

София не оказывала никакой помощи в расследовании данного происшествия и даже запретила группе израильских специалистов посетить место падения самолета. Очевидцы из числа местных жителей утверждали, что первыми там побывали мародеры. Затем ФАЙ (Международная авиационная федерация) направила в Болгарию несколько транспортных самолетов С-475 с целью забрать обломки.

Одним из главных свидетелей "обвинения" был еврей по имени Марсия Челби Леви, мелкий торговец из Петрича. Он услышал стрельбу и выбежал из дома. Вскоре после этого с берега реки вернулись его соседи. Они кричали: "Там евреев поубивали! В реке плавают мертвые евреи!" Леви побежал к месту падения самолета и подобрал несколько документов. Потом он отправился в Софию, нашел израильское консульство, рассказал его сотрудникам о случившемся и передал найденные бумаги. Когда болгарская полиция узнала об этом, у Марсии начались неприятности. Вскоре "Мосад" тайно переправил его в Израиль: следствие нуждалось в показаниях единственного свидетеля-еврея для предъявления иска Софии.

Впоследствии Израиль обратился в Международный суд в Гааге, и через несколько лет Болгария выплатила семьям погибших по 3 тысячи долларов компенсации. В то же время в своей книге Азран обличает действия израильских властей, постаравшихся скрыть от общественности некоторые подробности этой истории. В качестве доказательства он цитирует документ, с которого несколько лет назад был снят гриф "секретно". Он направлен Шабтаем Розеном, в то время юридическим советником израильского МИДа, министру иностранных дел Моше Шарету и содержит сделанную от руки пометку какого-то высшего функционера этого ведомства: "Юридический советник Розен считает, что буря возмущения скоро утихнет и не стоит давать американцам повод использовать этот трагический инцидент в холодной войне. Поэтому наше отношение к нему должно быть сдержанным, не выходящим за рамки переговоров на дипломатическом уровне".

Азран считает, что правящие круги не хотели, чтобы Израиль был втянут в конфронтацию США и СССР, и стремились поддерживать дружеские отношения с Болгарией даже за счет ущемления прав семей жертв этого чудовищного преступления. В письме Розена подчеркивается, что у Вашингтона нет хороших отношений с Софией - в отличие от Тель-Авива. Автор предупреждает также, что Израиль должен сделать все от него зависящее и не позволить американцам испортить его связи с Болгарией и другими соцстранами.

Родственники погибших получили очень мало информации о подробностях гибели близких, они чувствовали себя обманутыми, но были бессильны что-либо изменить. Автор книги утверждает, что есть еще одна тайна, тщательно скрывавшаяся все эти годы: на борту злосчастного лайнера находился агент "Мосада" Каран Бен-Дор (в списке жертв крушения он значился под именем Харан Гиллон), бежавший из Лондона, после того как британской контрразведке удалось раскрыть его ячейку, действовавшую против русских. В книге говорится, что Бен-Дор, приехавший в Палестину из Германии, поселился в кибуце Эйн а-Хореш и впоследствии был направлен "Мосадом" в ГДР и Австрию. Автор предполагает, что смертельная борьба тайных служб продолжалась по всем направлениям, и КГБ вполне мог каким-то образом заставить экипаж изменить маршрут и приказать болгарам сбить самолет "Эль-Аль", чтобы нейтрализовать израильского агента. В то время это была распространенная практика советских спецслужб, избавлявшихся от врагов.

Многие другие источники утверждают, что это единственный случай уничтожения пассажирского лайнера, но Азран пришел к выводу, что было, по крайней мере, еще 18 инцидентов, вызывавших подозрение. Так, два АС-47 были сбиты над Югославией в августе 1947 года, РВ 4У-2 - над Балтийским морем в апреле 1950-го, а спустя год - еще одна такая модель в районе Владивостока. В1951 году таинственным образом потерпел крушение АС-47 над Венгрией. Два МиГа сбили французский военный самолет ОС недалеко от Берлина в 1952-м. Две машины американских ВВС Г--846$ подверглись той же участи над Восточной Германией в марте 1953-го, а "Канабера" британских королевских ВВС без видимых причин врезалась в землю примерно в тех же местах летом того же года. И в мае 1954-го МиГ-17 сбил ОС-4СК в северных районах СССР. Только в 1955-м, по сведениям Азрана, вдоль границы между государствами Варшавского Договора и НАТО подобная участь постигла восемь воздушных машин стран Запада.

Все жертвы описанной выше авиакатастрофы похоронены в братской могиле на кладбище Кирьят-Шауль в Тель-Авиве. Все -кроме предполагаемого тайного агента Бен-Дора. О нем напоминает крошечный и весьма скромный памятник в виде характерного хвоста "Констеллейшн" и надпись, которую обычно посвящают героям, отдавшим жизнь за нашу страну: "Погиб при исполнении служебных обязанностей"...

"Мы требуем правды"

Авиакатастрофа произошла в день публикации результатов выборов в кнессет третьего созыва. А 5 августа, когда состоялись официальные похороны ее жертв, премьер-министр Бен-Гурион выступил с траурной речью. В ней он заклеймил позором бесчеловечный болгарский режим и сообщил, что правительство этой страны согласилось возместить Израилю материальный ущерб и выплатить компенсацию семьям погибших. "Это преступление должно получить соответствующую оценку на международной арене, но первым делом мы требуем установления истины!" - заявил он. Однако, пишет Азран, наше правительство не собиралось портить отношения с Болгарией, потому что она разрешала евреям - как своим, так и гражданам других стран Восточного блока - иммигрировать в Израиль через свою территорию...
 
Назад
Сверху Снизу