Log into Facebook
Log into Facebook to start sharing and connecting with your friends, family, and people you know.
www.facebook.com
Follow along with the video below to see how to install our site as a web app on your home screen.
Примечание: This feature may not be available in some browsers.
Появились новые свидетельства того, что во время Второй мировой войны исполнявший обязанности генерального консула Японии во Владивостоке Сабуро Ней (1902-92) выдавал транзитные визы для евреев, бежавших из нацистской Германии.
Известно, что документы, свидетельствующие об этом, хранились в России, но теперь впервые подтвердился факт существования одного из них. Во всем мире уже известен другой японский дипломат, Тиуне Сугихара (1900-86)*, друг Нея по университету, помогавший еврейским беженцам в Литве во время войны. Но человек, участвовавший в обнаружении документов, заявил: «Мы хотим, чтобы люди знали, что были японские дипломаты и кроме г-на Сугихары, которые спасали еврейский народ».
Виза была найдена 76-летним Акирой Китаде, независимым писателем-журналистом, живущим в Токио, который уже издал несколько книг о еврейских беженцах. Изучая рассказы выживших, он узнал, что польский еврей Симон Корентахер прибыл в Японию по проездным документам, выданным Неем. Внук Корентахера, 53-летний Ким Гидорн, проживающий в США, прислал ему фотографии визы.
Виза была выдана 28 февраля 1941 года и разрешала въезд в США через порты Цуруга на побережье Японского моря и Йокогама на тихоокеанском берегу к югу от Токио. Подпись Нея и официальная печать консульства во Владивостоке на месте. Виза была напечатана отдельным документом к паспорту Корентахера.
По словам Китаде, Корентайер родился в Варшаве и бежал из Польши в Литву вместе с семьей после вторжения нацистской Германии в сентябре 1939 года. В начале февраля 1941 года посольство США в Москве отклонило их прошение на въезд в США. После чего они совершили путешествие через весь Советский Союз по Транссибирской магистрали до Владивостока.
На подобный непростой транзит требовалось специальное разрешение советских властей. Этим в то время занималось агентство «Интурист». В тот период СССР нуждался как в иностранной валюте, так и в сведениях о происходящем в разных частях Европы. Евреи представлялись отличным источником и того, и другого и Советское правительство благосклонно смотрело на проезд беженцев.
Но японское правительство не оформляло транзитные визы без разрешения на въезд в конечный пункт назначения. И, похоже, что роль Сабуро Нея здесь стала решающей.
До сих пор не было известно, что он выдавал визы. Но недавнее исследование профессора Якова Зинберга в Университете Кокусикана и в России показало, что в государственных архивах МИД РФ имеются свидетельства того, что 3 марта 1941 года Ней сообщил сотруднику Народного комиссариата иностранных дел Советского Союза во Владивостоке, что он «выдал определенное количество транзитных виз без разрешения Токио». По имеющимся сведениям, он очень сожалел, что в этом районе скопилось много беженцев, поэтому предоставил им документы. Профессор Зинберг сказал: «Найденная сейчас виза — важный документ в поддержку других письменных документов, уже найденных на советской стороне».
В период с июля по август 1940 года много виз выдавал исполняющий обязанности генерального консула в Литве Тиуне Сугихара. Он делал это из гуманистических соображений, хотя его действия и противоречили политике Японии. Министерство иностранных дел Японии обнаружило, что визы от Сугихары не в полной мере соответствуют формальным условиям выдачи. В марте 1941 года оно сильно замедлило въезд в Японию еврейских беженцев и строго потребовало, чтобы посольство в СССР пересмотрело их документы, тщательно проверяя личность каждого. Это грозило лишить многих евреев права на въезд в Японию и сильно осложнить положение всех их, поскольку СССР хотел избавиться от беженцев как можно быстрее. К тому же Ней считал, что престиж Японии как империи пострадает, если обещания, данные евреям от ее имени в Литве, не будут выполнены.
И, когда требование МИД-а о перепроверках было доложено Нею, он буквально ответил в телеграмме, что ему недосуг этим заниматься и продолжил выдачу документов на свой страх и риск.
Таким образом, евреи смогли сесть на корабли. А Корентахер с семьей в марте 1941 года ступили на японскую землю в Цуруги. Затем они отправились из Кобе в Шанхай. Наконец, уже после войны, в августе 1947 года, они прибыли в Сан-Франциско.
После войны Ней никогда не говорил об истории с визами или о дипломатической обстановке в то время. Но в 2016 году в городе Миядзаки, в котором он вырос, было создано общество его памяти. Работа, направленная на признание его деяний, продолжается. Китаде сказал: «Я хочу пролить свет на подвиг Нея, чья деятельность была долго скрыта в тени Сугихары».
Сабуро Ней родился в 1902 году в деревне Хиросе, сегодня — часть города Миядзаки. В 1921 году он учился за границей по программе Министерства иностранных дел и изучал русский язык в школе японского и русского сотрудничества Ничиро Киокай Гакко (ныне Харбинский университет), находившейся тогда в оккупированной Маньчжурии (северо-восточный Китай). Тиунэ Сугихара был на два семестра старше его в той же школе. Ней служил дипломатом в Советском Союзе и в Иране, а с декабря 1940 года занял пост исполняющего обязанности генерального консула в консульстве во Владивостоке. После войны он подал в отставку из Министерства иностранных дел и присоединился к Агентству иммиграционных служб Японии. Затем он работал в качестве главы региональных иммиграционных бюро в Кагосиме и Нагое.
150 мужчин, женщин и детей — вся еврейская община Йорка — была вырезана 16 марта 1190 года в королевском замке, который известен сегодня как Башня Клиффорда.
В XII веке антисемитизм в Европе подпитывался чередой Крестовых походов, один из которых лично возглавил король Ричард I, взошедший на престол в 1889 году. Даже наиболее именитым евреям страны, включая Бенедикта Йоркского, отказали в присутствии на инаугурации монарха. Более того, этот самый богатый еврей Йорка был смертельно ранен во время беспорядков в Вестминстере.
Спустя полгода, в марте 1190 года, в Йорке начался пожар, чем воспользовались погромщики, которые ворвались в дом Бенедикта, убили всех его обитателей и вынесли ценности. Тем временем остальные евреи пытались найти убежище в нынешней Башне Клиффорда, поскольку официально находились под защитой короля.
Не тут-то было. Местные аристократы, имена которых сохранила история, всячески подстрекали горожан к насилию. Мотивы мерзавцев понятны: эти люди заняли значительные суммы у еврейских кредиторов, но не получив от нового короля ожидаемых синекур, не могли вернуть долги.
Евреи заперлись в крепости, но когда рыцари столпились у его ворот, один из монахов-подстрекателей был убит сорвавшимся со стены камнем. Сразу после этого при помощи осадных орудий толпа ворвалась в замок и учинила страшную резню. Как писал средневековый историк Уильям Ньюбургский, погромщики действовали «без малейшего угрызения христианской совести».
Не имея шанса на спасение, большинство евреев покончили с собой, а не решившиеся на это были убиты погромщиками или погибли в огне. После бойни должники бросились сжигать закладные, освобождая себя от выплат королю, который автоматически получал право на взыскание долгов от лица убитых евреев.
Гибель евреев Йорка
Нельзя сказать, что это совсем сошло убийцам с рук. События в Йорке оскорбляли достоинство Ричарда, поэтому был изменен закон, защищавший интересы монарха в подобных ситуациях и проведено королевское расследование. В итоге 59 ведущих семей города приговорили к различным штрафам, но к тому времени многим зачинщикам удалось скрыться, а некоторые, вероятно, присоединились к королю в крестовом походе.
Через 15 лет в городе вновь появились евреи — община в Йорке продержалась до 1290 года, когда Эдуард I изгнал всех иудеев из королевства. Им позволили вернуться лишь в XVII веке, но и сегодня община этого города на севере Англии крайне немногочисленна.
Мемориальная доска, посвященная трагедии 1190 года
Говорят, после резни 1190 года на Йорк был якобы наложен херем, который символически сняли в 1990 году на церемонии, проведенной тогдашним главным раввином Соединенного королевства лордом Якобовицем и архиепископом Йоркским Стюартом Бланшем. Впрочем, многие считают, что это легенда и город никогда не проклинали.
Мемориальную доску, посвященную трагедию, установили у подножия башни в 1978 году. Раз в год на территории месте бывшего еврейского кладбища (сейчас там парковка супермаркета) хасиды проводят службу.
В этом году, церемонию в память о трагедии организовал городской совет, а мэр города отметил, что это отличная возможность выразить поддержку нынешней еврейской общине Йорка.
Башня Клиффорда
Борис Вайнер
https://stmegi.comБетти Гаудсмит-Аудкерк была последним живым представителем небольшой группы спасателей, которым удалось тайно провезти еврейских детей из протестантской религиозной семинарии в Амстердаме, сообщила голландская газета Het Parool. Спасенных детей впоследствии вывозили из города.
Спасательная операция длилась в течение нескольких месяцев. Тогда семинарией руководил Йохан ван Хульст, также профессор университета, шахматист, получивший в 1972-м году от института «Яд ва-Шем» звание Праведника народов мира. Школа находилась по соседству с учреждением, приспособленным нацистами для содержания еврейских детей. Напротив держали их родители.
17-летней Гаудсмит-Аудкерк разрешили ухаживать за этими детьми. С помощью директора местного детского сада Вальтера Зюскинда она помогла передать сотни детей Ван Хульсту и его коллегам.
Женщина десятилетиями отказывалась публично говорить о своей роли в спасении детей. Наконец несколько лет назад она дала согласие на интервью для книги о ней. Издание на голландском языке вышло в 2016-м году и носит название «Бетти: еврейский опекун детей во время движения Сопротивления».
Здание бывшей семинарии и садика теперь являются частью Еврейского культурного квартала Амстердама. Он представляет собой группу из нескольких объектов еврейского наследия. На 2022-й год намечено открытия музея в стенах семинарии. Стоимость проекта - 27 миллионов долларов.
Наталия Кравченко
Министр иностранных дел Литвы: акт вандализма в отношении памятника Гаону - это акт вандализма в отношении Литвы
В Вильнюсе был осквернен памятник Виленскому Гаону. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс сказал, что этот выпад направлен и против Литвы.
Министр иностранных дел Литвы: акт вандализма в отношении памятника Гаону - это акт вандализма в отношении Литвы
В Вильнюсе был осквернен памятник Виленскому Гаону. Министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс сказал, что этот выпад направлен и против Литвы.ru.delfi.lt
В Вильнюсе объявлен конкурс на идею для памятника спасавшим евреев
Муниципалитет Вильнюса объявил конкурс на идею для памятника спасавшим евреев.
В Вильнюсе объявлен конкурс на идею для памятника спасавшим евреев
Муниципалитет Вильнюса объявил конкурс на идею для памятника спасавшим евреев.ru.delfi.lt
Представители евреев ответили на ложную статью Путина: большинство евреев в Литве было против советской власти
Представители литовских евреев заявили, что статья президента России Владимира Путина об истории Второй мировой войны - это ложь, цель которой - умаление значения совершенных советской властью преступлений.
Представители евреев ответили на ложную статью Путина: большинство евреев в Литве было против советской власти
Представители литовских евреев заявили, что статья президента России Владимира Путина об истории Второй мировой войны - это ложь, цель которой - умаление значения совершенных советской властью преступлений.ru.delfi.lt
Это не новость. Это - ложь. Лукша Даумантас не участвовал в Холокосте. Его в этом даже совки не обвиняли. КГБ о нем не написало в своем пасквиле, посвещенного ему, ни одного слова, что он участвовал в убийствах евреев. Французкая, Британская и разведка США его у себя бы не приняли, если он бы был замаран участием в Холокосте.И эта новость тоже из Литвы.
В Литве чествуют нацистского преступника - MigNews - Самый обсуждаемый русскоязычный портал новостей в Израиле
Литовские власти хотят посвятить 2021 год чествованию националиста, обвиняемого в массовых убийствах евреев.mignews.com
Лукша Даумантас не участвовал в Холокосте. Его в этом даже совки не обвиняли. КГБ о нем не написало в своем пасквиле, посвещенного ему, ни одного слова, что он участвовал в убийствах евреев.