Археологи нашли следы самой кровавой английской битвы
Английские исследователи начинают раскопки на месте, где в XV веке в одной битве погибли десятки тысяч человек. Это сражение стало примером того, как власть утаивает свои страшные поражения.
Возможно, это была одна из самых крупных и кровавых битв на территории Британских островов. В этот день погибло около 1% всего населения Англии того времени. Однако большинство людей сегодня даже не слышали о битве при Таутоне, хотя 29 марта исполнилось 550 лет со дня события, которое изменило ход войны Алой и Белой розы. Считается, что в 1461 году в битве между Ланкастерами и Йорками, которые боролись за английский трон, приняли участие от 50 до 80 тысяч воинов. И согласно источникам, в этом бою погибли около 28 тысяч человек.
Крупнейшая братская могила средневековой Англии
Английские археологи считают, что этим летом они смогут провести раскопки одной из самых больших общих могил на территории Британии. Работы начнутся в июне в 20 км к югу от Йорка в местечке между деревнями Сакстон и Таутон, где когда-то произошел страшный бой. Ученые лишь недавно, после проведения комплекса геофизических и археологических исследований, смогли определить местоположение средневековых захоронений. По предварительным расчетам, в этих могилах покоятся останки нескольких сотен человек.
«Мы думаем, что на месте сражения мы найдем от трех до пяти ям, в которые складывали тела погибших. Самые крупные общие захоронения находятся в центре поля сражения. Именно там после вспашки земли и сильных дождей местные жители стали находить предметы, которые впоследствии были отнесены к XV веку и помогли точно определить место битвы», — рассказал археолог Тим Сазерленд (Tim Sutherland) из Университета Йорка.
Чтобы воспрепятствовать разграблению археологического памятника еще до начала работы профессиональных археологов, Towton Battlefield Society смогло добиться у правительства запрета на использование в этом районе металлодетекторов. Теперь любой человек, который без специального разрешения попытается использовать детектор вблизи от места битвы, может быть арестован.
В живых остались только победители
В письменных источниках сохранилось слишком мало данных о битве при Таутоне, поэтому современные историки практически не располагают никакими сведениями о событиях 29 марта 1461 года. «Тюдоры провели огромную пропагандистскую работу и превратили битву при Босворте 1485 года в ключевое событие Войны Роз. Именно с этим сражением в Англии закончился период гражданской войны. Тюдоры вышли из этой междоусобицы победителями, и теперь они создавали историю. А в битве при Таутоне победу одержали Йорки, и вспоминать об этом лишний раз – это вредить репутации Тюдоров», — рассказал историк Джордж Гудвин (George Goodwin).
Хотя количество погибших в этом сражении до сих пор остается предметом споров, однако все исследователи сходятся на одном – битва была чрезвычайно жестокой. Англия уже давно находилась в тисках гражданской войны, и сражение при Таутоне стало кульминацией этого противостояния. Йорки и Ланкастеры встретились в холодное воскресенье, 29 марта 1461 года. Ланкастеры изначально занимали более выгодные позиции. Но их сопротивление было сломлено после того, как Йорки получили подкрепление, вдобавок началась пурга – ветер дул им в лицо, а Йоркам – в спину. Ланксатеры были вынуждены сдать возвышенности, на которых закрепились, и начать отступление. Однако войска Йорков не пощадили сдавшихся, и вскоре битва превратилась в резню.
Ученые провели первые исследования некоторых останков, найденных во время разведывательных работ. Выяснилось, что большинство воинов Ланкастеров погибли от ударов по голове. У антропологов создалось впечатление, что всех попавших в плен людей сразу же казнили. «Это самая кровавая битва в истории Англии, так как победители не знали пощады и убивали всех, кто попадал им в руки. Возможно, причиной тому послужила самая настоящая ненависть, которая существовала между приверженцами Йорков и Ланкастеров», — отметил Гудвин.
Итальянцы ищут могилу Моны Лизы
Итальянские исследователи начали раскопки во Флоренции: они пытаются разыскать останки Лизы Джерардини, которая, по одной из версий, изображена Леонардо да Винчи на его картине «Мона Лиза».
Археологи в скором времени начнут раскопки на территории одного из монастырей на территории Флоренции. Они надеются изучить монастырские захоронения и идентифицировать останки Лизы Джерардини, которая могла быть моделью для «Моны Лизы». Если исследование увенчается успехом, то ученые смогут, наконец, точно определить, кто изображен на знаменитом полотне Леонардо. Загадка занимает умы исследователей уже несколько столетий, и за это время было высказано огромное количество самых разных предположений на этот счет.
Лиза Джоконда
Лиза Джерардини была женой богатого торговца шелком по имени Франческо дель Джокондо. Традиционно считалось, что Мона Лиза – это Лиза Джерардини, которую итальянцы называют La Gioconda, а французы — La Joconde. Так, Джорджо Вазари, художник и историк искусства XVI века, рассказывал в своих знаменитых «Жизнеописаниях», что Леонардо написал портрет жены дель Джокондо.
Джерардини родилась в 1479 году. Несколько лет назад один любитель итальянской истории нашел свидетельство о смерти, согласно которому Лиза умерла 15 июля 1542 года, а ее останки были захоронены в монастыре святой Урсулы в центральной части Флоренции. Именно здесь группа исследователей, которую возглавляет историк Сильвано Винцети (Silvano Vinceti), начнет раскопки в конце апреля.
Исследователи работают с помощью криминалистических методов, которые помогают узнать много нового о технике художников, обнаружить ранее не замеченные детали в их произведениях и даже узнать что-то новое об их жизни и смерти. Группа Винцети уже смогла реконструировать внешний облик некоторых известных итальянских художников и скульпторов после тщательного изучения их останков. А в 2010 году эти специалисты идентифицировали останки Караваджо и назвали возможные причины его смерти (он умер 400 лет назад при весьма таинственных обстоятельствах).
Планы исследователей
Во время поисков захоронения потенциальной Моны Лизы ученые собираются использовать те же методы, что и во время предыдущих исследований. Прежде всего, они с помощью специального радиолокатора попытаются найти все захоронения, которые были когда-либо сделаны на территории монастыря. Затем они будут искать останки Джерардини – скелет женщины, умершей в возрасте 60 лет в середине XVI века. Если этот этап работы увенчается успехом, затем они тщательно изучат скелет, чтобы выяснить все возможные подробности жизни и смерти женщины, проведут радиоуглеродный анализ и возьмут образцы ДНК. ДНК они собираются сравнить с образцами, взятыми из останков детей Джерардини, которые похоронены в одной из церквей Флоренции.
И, наконец, если ученые смогут найти череп Джерардини (всебудет зависеть от того, насколько он сохранился), то попытаются реконструировать ее лицо. Это самый важный этап работы, так как после него археологи наконец-то смогут сказать, была ли Джерардини моделью для самой известной картины Леонардо да Винчи или нет.
Древнеегипетский бедняк получил не по рангу дорогой гроб
Ученые выяснили, что невзрачный на первый взгляд древнеегипетский гроб, в котором был похоронен подросток-ткач, стоил огромных денег. Теперь сотрудники Королевского музея Онтарио ломают голову над загадкой, как бедный ткач смог позволить себе такую роскошь.
Примерно 3200 лет назад, когда Египет еще преодолевал последствия гражданских войн, мальчик по имени Нахт работал ткачом при одном погребальном храме. Он мало ел, страдал от малярии и, в конце концов, умер в подростковом возрасте, примерно в 14−15 лет. Его профессия, судя по всему, лишь способствовала ухудшению здоровья. Согласно письменным источникам, ткачи в Древнем Египте имели низкое социальное положение. Один человек по имени Дуа-Хети, который хотел, чтобы его сын стал писцом, писал: «Ткач в ткацком доме еще несчастнее, чем женщина. Его колени прижаты к животу. Он не может вздохнуть полной грудью. Если он хоть один день не будет ткать, то получит пять ударов кнутом. Он должен давать привратнику еду, чтобы тот позволил ему выйти на дневной свет».
Даже если это описание, которое насчитывает 3500 лет, несколько преувеличено, оно все же ясно показывает, что древние египтяне были невысокого мнения об этой профессии. Поэтому до недавнего времени обнаруженные археологами останки Нахта, казалось, не заслуживали особого внимания – с бедным ткачом все и так было ясно. «Нам казалось, мы знали, кто он такой», — сказала Гейл Гибсон (Gayle Gibson), египтолог из Королевского музея Онтарио (Торонто, Канада).
Однако новое исследование показало, что история Нахта несколько сложнее, чем казалось на первый взгляд. Команда исследователей из музея и докторант Университета Осло Андерс Беттум (Anders Bettum) сделали высококачественные фотографии гроба мальчика, вновь изучили сохранившиеся иероглифы и попытались определить тип дерева, из которого был сделан полинявший и невзрачный на первый взгляд гроб.
По словам Гибсон, когда эта работа была проделана, исследователи пришли к совершенно неожиданному заключению: для плохо питавшегося при жизни подростка Нахта, чье тело даже не было мумифицировано, гроб был слишком хорош. Его качество оказалось слишком высоким, чтобы мальчику-ткачу хватило на него его личных заработков. В то же время исследователи не нашли никаких подтверждений того, что гроб использовали вторично или же, что он был украден из другого захоронения. «Это просто великолепный гроб, притом индивидуализированный, там множество подтверждающих этот факт изображений», — подчеркнула Гибсон.
Рисунки и древесина
Тщательно изучив выцветшие рисунки, ученые нашли изображение жука-скарабея и солнечного диска примерно в том месте, где руки покойного должны были лежать скрещенными. Чуть ниже специалисты идентифицировали изображение богини неба Нут, а также самого Нахта в тунике и с ожерельем на шее. «Даже если брать в расчет только эти рисунки, то необходимо признать, что они выполнены на весьма высоком уровне», — рассказала Гибсон. Кроме того, фотографии гроба в высоком разрешении показали, что при росписи гроба использовалось много зеленого цвета. «Разные цвета имели разную цену, и зеленая краска была одной из самых дорогих», — отметила Гибсон.
Специалисты также тщательно изучили дно гроба. Ранее историки считалось, что там изображен бог Ибис (его чаще всего рисовали на днищах древнеегипетских гробов), но оказалось, что, на самом деле, на гробе Нахта нарисована богиня Нейт, покровительница ткачества и мертвых. «Кто-то специально изобразил эту богиню на дне гроба – специально для мальчика, вот что удивительно. Этот кто-то, наверное, любил этого ребенка», — высказала предположение египтолог.
Ученые не смогли определить, из какого типа дерева был сделан гроб, однако они исключили платан и другие деревья, которые росли в этом регионе. Вероятнее всего, древесина для гроба была из импортированных товаров. «Что в итоге мы имеем? Мальчик-ткач, который страдал от недоедания и разных болезней, был похоронен в индивидуализированном, прекрасно украшенном гробе из импортной древесины», — подвела итог Гибсон.
Профессор Кетлин Куни (Kathlyn Cooney), египтолог из Университета Калифорнии (Лос-Анджелес, США), уже давно изучает стоимость гробов в Древнем Египте. В своей последней статье, опубликованной в сборнике «Жить вечно: египетские сокровища из Бруклинского музея» («To Live Forever: Egyptian Treasures from the Brooklyn Museum»), она отметила, что большинство египтян вообще не имели возможности купить гроб: лишь малая часть египтян имела достаточно средств, чтобы заказать себе богато расписанный гроб из дорогой древесины. «Большая часть египтян могла позволить себе лишь обернуть покойного в недорогую ткань, например, в циновку из пальмовых волокон, и захоронить его в общей могиле. Большинство людей считают, что все египтяне без исключения заказывали для себя гробы, однако археологические и письменные источники свидетельствуют о прямо противоположной ситуации», — подчеркнула исследовательница.
Но тогда каким же образом этот бедняк, мальчик-ткач, смог получить такую дорогую вещь?
Покровительство фараона или богатых родственников?
Возможно, мы никогда не узнаем правильного ответа на этот вопрос. Однако у историков есть некоторые зацепки, которые свидетельствуют, что ткач был не таким уж обычным мальчиком. Его гроб нашел во время раскопок 1903−1904 годов швейцарский египтолог Эдуард Навиль (Edouard Naville). Нахт лежал в могиле с восточной стороны от храма Ментухотепа II, построенного около 4000 лет назад. Эта могила датируется более ранним периодом, чем смерть Нахта. Судя по всему, здесь до него был захоронен как минимум еще один человек. Однако это место, расположенное так близко к храму, вероятно, считалось особенным и именно поэтому было использовано повторно.
Гибсон также отметила, что иероглифы имени Нахта читаются следующим образом: «User-ka-re Nakht», что можно перевести примерно так: «Усерхаур сильный». Исследователи предположили, что особый статус мальчика может быть каким-то образом связан с фараоном, которого звали Сетнахт Усерхаур. Он правил примерно в 1190−1186 годах до н.э. и был основателем XX династии. Согласно письменным источникам, Усерхаур получил власть в ходе гражданской войны. «Земля Египта была разрушена врагами извне, и каждый человек был лишен своего права. Земля Египта была в руках вождей и правителей городов: каждый уничтожал своих соседей, великих и малых», — записано в одном из папирусов. Усерхаур должен был объединить все эти земли силой, создать большую армию, чтобы сражаться с каждым, кто выступал против него. «Возможно, семья Нахта была на его стороне во время гражданской войны? Возможно, его отец – один из ветеранов войска фараона?», — предположили исследователи.
К сожалению, на гробе мальчика нет никаких изображений или иероглифов, связанных с родителями Нахта. Там даже не записано имя его матери. «Это довольно необычно, что на гробе нет имени матери покойного», — отметила Гибсон. Или же мальчик был родственником фараона? Гибсон считает, что мальчик не мог быть близким родственником фараона – сына или внука правителя Египта должны были, несомненно, лучше кормить, а также обучить его не ткацкому делу, а какой-то более «благородной» работе. Тем не менее, Нахт мог быть связан с фараоном каким-то иным образом.
Согласно другой теории, мальчик мог иметь родственников среди тех, кто занимался изготовлением гробов, и в таком случае ему просто повезло. А, возможно, ткачи (во всяком случае, некоторые) в Древнем Египте занимали более высокое положение, чем считалось ранее. «Все это довольно странно, но мы все-таки попытаемся узнать настоящую историю этого мальчика», — сказала Гибсон.
Результаты исследования были недавно представлены на коллоквиуме в Торонто.
Скифское золото может стать причиной скандала между Украиной и США
Министерство культуры Украины потребовало вернуть на родину уникальную коллекцию памятников трипольской культуры "Платар", которая сейчас временно выставляется в музеях США.
Золотая коллекция, согласно существующему контракту (его и предъявляет американская сторона), должна экспонироваться в лучших музеях за океаном до 2012 года, сообщает сайт ZN.UA.
Украинскую сторону в контракте представляет Киево-Печерская лавра.
В связи с назревающим конфликтом, в Украину прибыл директор Фонда поддержки международного искусства и образования Грегори Гурофф.
В интервью он заявил, что "довольно витиеватая административно-правовая коллизия может быть чревата для Украины международным скандалом и непониманием украинской позиции американской стороной".
"Хочу заметить: в американских музеях подобные проекты планируются на много лет вперед. И любая спонтанность в таких вопросах неприемлема. Даже американский посол выяснял, почему возникла подобная проблема с украинской стороной. Но как таковой проблемы нет. Ее создают. Анне Герман преподнесена неправдивая информация. Согласно контракту, определен график - и для выставки икон, и для "Платар". Ни у кого это не вызывало сомнений. Но у вас, в Украине, так стремительно меняются события: новые выборы, новое руководство, новое руководство лавры, новое руководство министерства… Что, очевидно, тоже сказывается на прежних обязательствах?..", - отметил Гурофф.
Он подчеркнул, что в случае возврата коллекции Фонду, который является неприбыльной организацией, придется заплатить неустойку.
Гурофф в который раз подчеркнул, что американская сторона обязалась получить выставку лишь во временное пользование и обязывается возвратить ее на родину в том виде, в котором и получила.
"Любая информация относительно того, что экспонаты "могут продать, подарить", - попросту некомпетентность и досужие домыслы", - подчеркнул директор Фонда.
Он отметил, что коллекция пользуется огромной популярностью в Америке. По его словам, распоряжением украинского правительства можно было бы продлить эту выставку в США, "но к правительству мы не обращались, пытаясь решить вопрос с Минкультом… И потом, у нас нет какой-то базовой установки на продление выставки".
Вопрос о немедленном возвращении в Украину коллекции скифского золота частного музея "Платар" впервые озвучила заместитель главы Администрации Президента Анна Герман в декабре 2010 года - после того, как на гуманитарном совете при президенте Украины возник вопрос о возможном невозврате коллекции на родину.
В проекте "Слава Украины": золотые сокровища и исчезнувшие цивилизации, экспонируемом за океаном, представлено около 14 000 уникальных экспонатов, преимущественно памятников трипольской культуры, греко-скифского периода, Киевской Руси.
Согласно контракту, Национальный историко-культурный заповедник предоставляет 64 экспоната общей страховой оценкой 4, 944 млн долларов; Национальный музей во Львове имени Андрея Шептицкого - 13 экспонатов на 1,930 млн долларов; Музей национального культурного достояния "Платар" - 166 экспонатов общей страховой оценкой более 3,723 млн долларов.