Археология!


В Ашкелоне раскопана крупнейшая базилика римского периода Раскопки базилики в национальном парке Тель-Ашкелон Раскопки базилики в национальном парке Тель-Ашкелон ВСЕ ФОТО


В ходе работ по расширению национального парка Тель-Ашкелон археологи Управления древности обнаружили руины крупнейшей из базилик, возведенных в Эрец-Исраэль в период римского владычества, а также театра. В ближайшем будущем эта часть парка откроется для широкой публики.
"Речь идет об огромном здании, состоявшем из трех залов – центрального и боковых. Крышу поддерживали мраморные колонны, высота которых достигала 13 метров. Пол и стены также были из мрамора", – говорят руководители раскопок Рахель Бар-Натан, Саар Ганор и Федерико Кобрин.

По их словам, базилика была возведена в период правления Ирода Великого, часть семьи которого происходила из этого города. В правление Северов здание было перестроено и расширено, с использованием мрамора. Тогда же был построен и театр. При раскопках пола базилики были найдены монеты эпохи Ирода.

В Ашкелоне многие годы находят мраморные блоки, использовавшиеся в строительстве. В общей сложности обнаружено около 200 таких камней. Вес некоторых из них достигает сотен тонн. Они поставлялись морем из Малой Азии. Такая их концентрация в Ашкелоне свидетельствует о богатстве древнего торгового города.

Так, обнаружено множество капителей колонн, на некоторых из них высечен римский орел. Колонны, стоявшие в углах помещений, в сечении были сердцевидной формы. Отметим, что британцы, начавшие здесь изыскания почти 100 лет назад, нашли исполинские статуи богини победы Ники, которая стоит на удерживаемом Атлантом земном шаре, и Изиды, которую здесь отождествляли с богиней удачи Тюхе.

Базилика была разрушена при землетрясении 363 года н.э. Трещины на ее полу сохраняют память о подземных толчках. Место было заброшено, и только после исламских завоеваний здесь возникла "промышленная зона". При ее строительстве использовали камни и колонны базилики. В османскую эпоху римский мрамор пошел на облицовочную плитку.

Реставрация базилики и театра проводится специалистами Управления древностей и Управления национальных парков при финансировании фонда Леона Леви. На первом этапе работ планируется сделать театр действующим. Так, здесь появятся современные сидения. Будут также проложены дорожки, которые свяжут парк в единое целое.
 
В Западной Галилее с поличным задержаны "черные археологи"

В Западной Галилее с поличным задержаны черные археологи В Западной Галилее с поличным задержаны черные археологи В Западной Галилее с поличным задержаны черные археологи ВСЕ ФОТО



В минувшие выходные в долине Звулун (Западная Галилея) в районе Хирбет-Джахуш (между городом Кирьят-Ата и шоссе 70) было обнаружено место проведения незаконных раскопок. Задержаны пятеро подозреваемых.

Пресс-служба Управления древностей Израиля отмечает, что раскопки были не только незаконными, но и проводились с грубым нарушением норм археологической деятельности. "Черные археологи" использовали экскаватор, причинив серьезный ущерб археологическим ценностям.

На месте проведения раскопок инспекторами Управления древностей и полицейскими были найдены фрагменты тесаных каменных блоков общественных зданий, кувшины для забора воды из колодца и стеклянные сосуды.

В ходе предварительного расследования было установлено, что незаконные раскопки вели жители арабских населенных пунктов Ибелин и Тамра, расположенных неподалеку. Они попытались сбежать, но были задержаны после короткой погони. У задержанных изъяты землеройная техника и инструменты для ведения раскопок. Они были доставлены в полицейской отделение в Тамре. Против задержанных будут выдвинуты обвинения, принадлежавшие им экскаватор и два автомобиля конфискованы до окончания судебного разбирательства.

По оценке экспертов, на месте незаконных раскопок найдены предметы, относящиеся к эллинистическому, византийскому, раннему мусульманскому и османскому периодам. Ранее ученые не изучали этот объект, поэтому любое повреждение археологических слоев и обнаруженных в нем древностей представляет собой фатальный и необратимый ущерб, который затрудняет понимание археологами истории этого места.

Поиск кладов в Израиле: разъяснения Управления древностей
Территория современного Израиля с незапамятных времен была мостом, соединявшим цивилизации и культуры. Около 65.000 лет назад здесь проходил маршрут миграции Homo sapiens, отправившихся из Африки на "завоевание" нашей планеты. Культурные слои уходят на многие метры вглубь земли – нигде больше в мире нет такой концентрации археологических объектов. Управлением древностей Израиля зарегистрировано около 30.000 подобных объектов. Ежегодно этот список пополняется десятками, а то и сотнями новых наименований. Важнейшие открытия нередко совершаются случайно.
Значительное число археологических объектов обнаруживается в ходе строительных работ – в таких случаях строители уступают место археологам и проводятся так называемые "спасательные раскопки". Но, в принципе, каждый должен знать: монетка или глиняный черепок, найденные во время прогулки – не просто сувенир, а предмет старины, защищаемый законом о древностях, принятым в 1978 году.
Этот закон определяет, что считается предметом старины, регулирует вопросы собственности, купли-продажи и вывоза древностей из Израиля. Он же определяет, кому предоставляются разрешения на проведение раскопок. Нарушение закона о древностях – уголовное преступление, которое карается тюремным заключением сроком до пяти лет.
За исполнением этого закона следит специальная государственная структура, созданная в 1990 году – Управление древностей. Оно пришло на смену возникшему вскоре после провозглашения независимости Израиля Департаменту древностей, длительное время действовавшему согласно подмандатному праву. Управление древностей подчиняется министерству просвещения.
В соответствии с законом, предметом старины считается как движимое, так и недвижимое имущество, созданное человеческими руками до 1700 года и все, что было добавлено к нему в более поздний срок, а также ценные артефакты, созданные позднее 1700 года и внесенные в список решением министра. Закон распространяется и на зоологические и ботанические останки, восходящие к периоду ранее 1300 года.

"Все обнаруженные в Израиле древности являются собственностью государства, а не человека, нашедшего их или владеющего участком, на котором они нашлись. Граждане, нашедшие древности, обязаны в течение 15 дней сообщить об этом Управлению древностей", – пояснял несколько лет назад редакции NEWSru.co.il заместитель начальника отдела по борьбе с хищениями древностей доктор Эйтан Кляйн. После этого на место направляется инспектор Управления, задача которого – определить, где именно был обнаружен артефакт, а также передать его в специальное хранилище. Там ученые будут исследовать находку, занесут ее в каталог, и оттуда она будет передана в ту или иную музейную экспозицию. "Вести самостоятельные поиски на территории археологического объекта запрещается. Согласно закону, даже те, кто просто находятся с металлоискателем на территории такого объекта, совершают уголовное преступление. Покупать такое оборудование разрешено, но пользоваться им на археологическом объекте противозаконно", – подчеркивал наш собеседник.
Заниматься поисками на территории археологических объектов – уголовное преступление. Но и вне их самостоятельные археологические изыскания запрещены. "Скажем, на не попадающих под определение археологических объектов тель-авивских пляжах с металлоискателем можно искать шекели, но не древности. А на яффском пляже, который признан таким объектом, с металлоискателем вообще нельзя находиться", – объяснял доктор Кляйн.
Самое серьезное преступление, о котором идет речь в законе о древностях – нанесение ущерба археологическому объекту. Оно карается тюремным заключением сроком до пяти лет. Незаконные поиски древностей и их незаконное хранение грозят нарушителям тремя годами тюрьмы. Караются также незаконная торговля и незаконный вывоз древностей из страны.
Израиль – единственное государство на Ближнем Востоке, в котором разрешена торговля древностями. Для того, чтобы ввезти или вывезти предметы старины на законных основаниях, требуется разрешение Управления древностей. Ежегодно израильская таможня задерживает десятки контрабандистов, находящиеся у них древности конфискуются, а нарушители закона предстают перед судом.

В нашей стране действуют около 70 сертифицированных торговцев, которые проходят специальные курсы и сдают экзамены. "Они разбираются не только в израильском, но и в международном праве в данной области. При покупке у сертифицированного торговца он и занимается получением разрешения на вывоз", – пояснял Кляйн.

Оформить документы можно через интернет, при помощи международной базы бланков. Получение разрешения может занять несколько дней, так что если вы интересуетесь археологией, сувениры стоит покупать заранее.
Продавать, покупать и вывозить можно только те предметы старины, которые находились в частном владении или были ввезены в Израиль до вступления в силу закона о древностях. Это должно быть подтверждено документами. Отметим, что, к сожалению, это правило предоставляет недобросовестным торговцам большой простор для злоупотреблений.

Много внимания инспекторы Управления уделяют борьбе с "черными археологами" – профессиональными расхитителями древностей. "Мы проверяем объекты днем и ночью, наблюдаем за происходящим, устраиваем засады. Мы также задействуем информаторов. Эта система приносит результаты – каждый год мы задерживаем 40-50 подобных банд, и их участники отправляются в тюрьму", – говорил заместитель начальника отдела по борьбе с хищениями древностей.
Обычно расхищением древностей занимаются палестинские арабы, незаконно проникшие в Израиль. Они оборудуют недалеко от объектов временную базу – в пещерах или шалашах, и каждую ночь выходят на "раскопки", стремясь потратить минимум времени и получить максимум выгоды. Чаще всего они ищут монеты, выбирая наиболее ценные. При этом самим объектам нередко наносится необратимый ущерб.

Однако нарушителем закона может стать и турист, обнаруживший во время путешествия золотую монету или керамический черепок. О находке необходимо сообщить в Управление, иначе вам может грозить тюремное заключение сроком до двух лет. "Мы избегаем столь жестких мер в отношении простых граждан. Но я напоминаю – находка принадлежит не вам, а всем нам. Ведь она может представлять значительную историческую или культурную ценность. Люди, не обладающие специальными знаниями, этого обычно не осознают", – говорил доктор Кляйн.
Важным может оказаться даже такой незначительный предмет, как фрагмент керамического светильника. Археологи – следователи, собирающие пазл. Каждый его фрагмент важен, и самая незначительная находка может заполнить пробел в общей картине или подтолкнуть к важному открытию, а надпись на ней – стать ключом к разгадке тысячелетней тайны.
Во многих странах мира лицам, обнаружившим клад, положено вознаграждение. В России его размер обычно составляет 25-50% от оценочной стоимости клада. В Израиле подобной практики не существует – вознаграждением станет грамота и скромный подарок, ведь, согласно закону, находка принадлежит государству. Кроме того, ее ценность измеряется не денежным эквивалентом, а исторической и культурной важностью.
Самостоятельные археологические изыскания в Израиле незаконны. Получить разрешение на проведение раскопок могут только археологи, представляющие крупные учебные заведения и исследовательские центры. Но принять участие в раскопках может каждый – здесь всегда требуются добровольцы. Так вы сможете прикоснуться к истории не в фигуральном, а в буквальном смысле.

В Израиле существует особый юридический статус – коллекционеры древностей. Под него подпадают люди, владеющие по меньшей мере 15-ю законно приобретенными археологическими артефактами. Оформить его можно на сайте Управления, для чего необходимо предоставить фото этих артефактов и сообщить, где они находятся. Если вы перевозите часть коллекции или продаете ее – об этом нужно сообщать Управлению.

Самым известным коллекционером древностей в истории Израиля был человек, несколько десятилетий остававшийся символом государства – Моше Даян. Археолог-любитель широко использовал свои полномочия начальника генерального штаба и министра обороны, а также общественный статус для пополнения незаконно собранной коллекции, которая после его смерти была продана Музею Израиля. Отвечая на вопрос, возможно ли такое в современном Израиле, Эйтан Кляйн говорил, что ему неизвестно о подобных коллекциях. Наш собеседник выразил уверенность, что подобная практика осталась в прошлом. "Если нам станет известно о такой противоправной деятельности, мы быстро положим ей конец", – заявлял он.
 

Редчайшая находка израильских археологов: куриное яйцо, которому тысяча лет Археолог Алла Нагорски держит куриное яйцо, которому тысяча лет Куриное яйцо, которому тысяча лет ВСЕ ФОТО

Археологи Управления древностей, ведущие раскопки в Явне, не поверили своим глазам, когда в колодце, служившем для слива нечистот, они увидели целое куриное яйцо, датируемое периодом исламского владычества. Находке около тысячи лет.
Куриное яйцо – предмет достаточно тривиальный, который в наши дни можно найти в каждом холодильнике. Но, как известно, яйца очень хрупки. "Даже сейчас, в картонной магазинной упаковке, они нередко бьются. А тут яйцо, которому тысяча лет!" - говорит археолог доктор Алла Нагорская, на участке которой была сделана находка.

За все время археологических изысканий в мире было найдено лишь несколько целых куриных яиц. "Фрагменты скорлупы находили неоднократно – и в Граде Давида, в Кейсарии, в Аполлонии. Но целое яйцо – это редкая находка даже в мировом масштабе", - рассказывает доктор Ли При-Галь, специалист по истории птицеводства.
Алла Нагорская отмечает, что яйцо сохранилось потому, что попало в колодец с нечистотами: отходы человеческой жизнедеятельности защитили его от удара. К сожалению, оно треснуло при извлечении, и большая часть белка и желтка вытекла. Специалисты восстановили целостность оболочки, оставшегося количества должно хватить для установления ДНК.
"К сожалению, в яйце осталось очень мало материала для проверки. Хотелось бы установить, какой породы была курица. Кроме того, оно меньше нынешних, и мы не знаем, насколько такой размер типичен для того времени, или же оно не доношено. Не менее интересно, как это яйцо попало в аббасидский туалет, было ли это случайным", - говорит NEWSru Алла Нагорская.
Кур в Эрец-Исраэль начали разводить около 2300 лет назад – в эллинистическую эпоху. Однако их важность значительно возросла в исламскую эпоху, когда практически прекратилось потребление в пищу свинины. "Люди искали альтернативный источник белка, животное небольших размеров, чье мясо не успеет испортиться. Этим источником стала курица и куриные яйца", - говорит При-Галь.
Как яйцо оказалось в сливном колодце, установить будет сложно. Но из колодца были извлечены и другие артефакты, такие как костяные куклы, характерные для исламской эпохи. Их использовали в играх дети, жившие за тысячу лет до нас.
 
В числе находок - 100-килограммовый каменный якорь из далекой страны

אזור הנמל העתיק

Древняя гавань в заповеднике Тель-Дор
(Фото: Янив Коэн, Управление национальных парков и заповедников)
Древняя гавань, непрерывно служившая людям более 2000 лет, обнаружена при раскопках у побережья национального парка Тель-Дор в 30 км к югу от Хайфы. Об этом в среду, 9 июня, сообщило Управление национальных парков и заповедников.

Археологи считают, что порт был создан в конце бронзового века (XV век до н. э.) и перестал использоваться в V веке н. э.
В ходе подводных раскопок, проводившихся в северном заливе пляжа Тель-Дор, были обнаружены многочисленные балластные камни, использовавшиеся для повышения остойчивости судов, и 100-килограммовый якорь - массивная каменная плита с отверстием для каната.

מוציאים את העוגן ליבשה

Археологи с балластным камнем
(Фото: Янив Коэн, Управление национальных парков и заповедников)


Исследование поднятых с морского дна находок показало, что для изготовления балласта и якоря использовались горные породы, отсутствующие в Израиле. Ученым предстоит определить происхождение этих предметов, что поможет пролить свет на торговые связи Эрец-Исраэль с другими странами.
По словам археологов, и балласт, и якорь схожи с аналогичными артефактами, обнаруженными в Сирии и у берегов Турции.

הוצאת העוגן הקדום

Подъем древнего якоря
(Фото: Амир Йорман, Институт Реканати)
Археологи также обнаружили домашнюю утварь и инструменты эпохи неолита. Этим находкам около 6000 лет. По мнению ученых, тогда уровень Средиземного моря был намного ниже, чем сейчас, и неолитическое поселение располагалось там, где сегодня глубина моря достигает 4 м.
Раскопки проводились Управлением национальных парков и заповедников совместно с Институтом морских исследований им. Реканати при Хайфском университете и Центром морской археологии им. Скриппса при университете Сан-Диего (Калифорния, США). В исследовании морского дна принимали участие специалисты и студенты из Израиля, Соединенных Штатов и других стран.
Директор Института Реканати проф. Асаф Ясур-Ландау заявил, что проведение раскопок отличалось высокой сложностью, однако плодотворное сотрудничество с Управлением национальных парков и заповедников и с директором национального парка Тель-Дор Йоси Озеном позволило успешно завершить проект и получить крайне интересные и ценные результаты.
Глава отдела исторического наследия Северного округа Управления национальных парков и заповедников д-р Дрор Бен-Йосеф, комментируя завершение раскопок, сказал, что работа археологов позволила нанести на карту Эрец-Исраэль еще один важный торговый порт.
 

Mike

 
Каботажное судоходство и сплав по рекам - это ещё во-времена шумеров было. 4-е, может даже 5-е тысячелетие до нашей эры.
Тур Хейердал, к примеру, скопировал тростниковое шумерское парусное судно, пройдя на нём аж 7000км.
 
А когда впервые вообще упоминаеться судостроение человеком? 7 век до н.э, думал оно более недавнее однако
Ну 7.веку до н. э. мореплавание было уже дело привичное и весма развитое. В том же Средиземном море археологические находки затонувших судов датируются 1500 - 1300. года до н. э.,небольшие парусники грузоподъемностью до 30-40т перевозили товары из всех известных тогда краев.

Реконструкция Улу Бурунского корабля. Ханаанейскый торговой парусник епохи бронзы найден у берегов Турции.
 
Этот меч 1698 года сделан из рострума — передней части черепа рыбы-пилы и принадлежал курфюрсту Баварии Максимилиану II. В Немецком историческом музее хранится еще один подобный артефакт, его размеры скромнее: длина клинка 114,5 см против 148 см у первого.

В Европу материал для клинка попал, скорее всего, в результате торговли со странами Индийского океана, через Ост- или Вест-Индскую компанию.

Назначение меча исключительно церемониальное: в бою против воина в доспехах он бесполезен.

IMG_20210617_123653_615.jpgIMG_20210617_123659_429.jpgIMG_20210617_123657_364.jpgIMG_20210617_123655_628.jpgIMG_20210617_123702_339.jpg
 

_ день 50 лет назад, 21 июня 1971 года, во время изучения Центральной гробницы кургана толстой могилы у города Орджоникидзе (ныне м. Покровская) в Днепропетровской области, нашли археологи золотое грудное вскармливание Скифского Господа - ПЕКТОРАЛЬНО. ′′ Это случилось в 14-30 ",-написал в рабочем дневнике Борис Мозолевский, руководитель экспедиции Института археологии.
Предлагаем вам углубиться в изображения и сцены, сыгранные на пекторале.
Обратите внимание, ′′ джгути ′′ закручены в разные стороны. Разница в толщине: верхняя тоньше нижней; центральная часть ′′ джгутяв ′′ толще края. Все это продиктовано определенным ритмом (снизу вверх, центр в края) и вызывает ассоциацию с движением маятника, который переходит к одному, так к другой стороне.
В соответствии с этим ритмом есть и сцена, сгруппированная в три яруса (фри), разделенная ′′ джгутом ". Сцены, поставленные по обе стороны центрального, кажутся симметричными за сюжетом. Но это не зеркальная симметрия, а маятник. Если присмотреться к деталям, то становится ясно, что каждый, на первый взгляд, похож на сцену, на самом деле иллюстрирует очередное событие, очередное (или предыдущее) вовремя. Ход событий постепенно, шаг за шагом, меняется, как маятник, который разгде, меняет амплитуду.
Главная тема нижнего яруса - смерть.
В центре нижнего яруса трижды сцена конной картины двумя грифонами, одновременно у каждого свои сюжетные отличия. Центральная сцена отражает полную победу грифонов. Она - апофеоз смерти: лошадь уже мертва, судьба решается. В месте, расположенном слева от центра, грифоны уже уронили лошадь, но она еще жива. И здесь в правильной стадии лошадь не только встает на ноги, но и пытается бороться за свою жизнь, грызя грифон, который атакует перед, за лапу. Это картины борьбы, в которых не сомневаются празднования смерти, но этот момент в каждой следующей сцене немного отдалён.
Далее мы видим симметрично поставленные сцены нападения льва и пантера на оленя (слева) и кабана (справа). Эти картины тоже неравны. Судьба оленя фактически уже решена: пазуристические лапы хищников попали в тело животного, пантера зацепила в горло смертельную хватку. Кабан изображен с вытянутой задней ногой, что тоже является признаком мертвого животного, но из львиных лап он еще способен вырваться, а стоящая перед ней пантера только готовится к прыжку. Значит смерть отступила еще дальше.
Симметричные сцены погони ставят сразу за кулисы нападения: собака выходит замуж за зайца. Обратите внимание на расположение животных-жертв: и лошади, и олени, и кабан вернулись головой в центр, насмерть, а заяц направляется на противоположную сторону и тем самым разрывает цепочку смерти.
Погоня знаменует переход от смерти к жизненной теме. И окончательное объявление этого перехода - двойники кузнечиков, которые завершают нижний ярус. По заявлению специалистов-зоологов насекомые бывают разные (друг к другу превратились мальчик и девочка). Итак, нижний ярус выигрывает новую тему - тема жизни.
Лучшие сцены противоположны сценам внешнего фриза, так как каждая из них является свидетельством празднования жизни. Главные герои большинства сцен в этой части пектора - домашние животные, представленные населением - матерью и детёнышем.
В кулисах, расположенных обебич из центрального (самое загадочное), представлены лошадиная кобыла и корова с тельцом. Исследователи отмечают, что по разным сторонам лошаты и тельца имеют возрастные отличия: лежащие - до луны, а стоящие и сосающие молоко - по 2-3 месяцев. С учетом этого сцены, где изображены лошади и телята, можно интерпретировать как момент рождения. Эта интерпретация подтверждена деталями изображения кобылы с левой стороны фризы, на которую внимание Бориса Мозолевского: отбросив фигуру, мастер присоединился к ней отдельно сделанному миниатюрному измерению, а спина пробила ′′ большую круглую дыру наверное надо было подражать крикету половой кобылы ", продлённый после рождения.
Рядом с коровой с теленком овца, а рядом не барашек, а парень. Почему нарушается определенная логика образа (пара ′′ мама и ребенок ′′) и почему человек (собственный, человеческий ребенок) участвует в сцене? Предположительно потому, что доя овец начинается через определенное время после окотации, когда ягнят подрастают, или даже после отделения младенцев от матери. Итак, сцены с овцами воссоздали следующий раз шаг относительно предыдущих сцен. Ведь мы получаем цепочку: рождение → кормление → детенышей отучение и дальнейшее доение скота.
Тема продлилась в козьих сценах. Здесь показаны уже независимые козы, которым не нужно молоко матери. Хоть на правой стороне козьей фризы лежит как лошадь и тельце, но резни на голове указывают около 2-3 месяцев. Коза с левой стороны зрелая. С поднятой левой ногой чешет лицо, а благодаря этому едва сформированные половые органы.
Заканчивается внутренний фриз фигурами взлетающих птиц. С левой стороны утка, а с правой скорее всего хищник. Поскольку окружность, образованная лунообразным фризом, имеет продолжение и условно замыкается, птицы, по-видимому, размещаются на разных концах фриза, летят и движутся друг к другу. Их предстоящая встреча приведет к столкновению хищника и его жертвенности.
Итак, главная тема внутренней фризы - жизнь в ее развитии. Каждая следующая сцена показывает рост малышей от рождения (левый конь и правый телёнок) через взросление (правый конь, левый телёнок, мальчик и молодой человек, правая коза) до первых шагов в самостоятельной жизни (левая коза). Птицы, которые взлетают, отмечают переход темы и тематически сочетают внутреннюю и внешнюю фри.
Каждый ярус по кругу, образованный ′′ джгути переходит один к другому. Как жизнь заканчивается смертью и смерть уходит в жизнь. Жизнь и смерть, их взаимосвязанность, их бесконечное, вечное движение - якобы главная тема, заложенная в злоупотреблении пекторалем. А закрученные ′′ джгуты ′′ - это сплошная нить бытия...
(продолжение следует)
 

Natan

 
Знаменитая скифская пектораль.
Стоит внимательно посмотреть на детали:


... И задать себе вопрос. Неужели люди которые это создали, приблизительно во времена Геродота, т.е. 400-500 лет до н.э. были дикарями?

Допустим это греческие мастера для скифов создали такое, но ведь мотивы изображены исключительно скифские - грифоны и т.д. Дикари заказали это у греческих ювелиров?

Кажется, те кто утверждали, что кочевники скифы уж точно не были дикарями, включая самого Геродота, были правы.
 
  • Like
Реакции: Mike
Сверху Снизу