ИСПАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1898 года - 1-я империалистическая война за передел колониальных владений.
В.И. Ленин считал, что с этого момента США вступили в борьбу за мировую гегемонию и с высоты наших дней мы можем только удивиться прозорливости классика.
Во владениях испанской короны - на Кубе (с 1895 г.) и Филиппинах (с 1896 г.) начались мощные восстания против колониальной администрации. Для борьбы с кубинской герильей, Испания мобилизовала 150,000 рекрутов , чьими усилиями обнулили порядка 250 тысяч кубинцев.
Под лозунгом
"Тамжедети" будущий главный гарант демократии оф зе уорлд, принялся разруливать ситуацию с упором отжать испанские владения в Карибском регионе.
Поводом для вступления в войну послужил классический инцидент с подрывом броненосца "Мэн" на рейде Гаваны 15 февраля 1898 года. Правда, пока Конгресс и мистер президент Уильям МакКинли мерялись у кого больше, испанцы склонили повстанцев на переговоры и к середине апреля стороны были готовы к подписанию соглашения.
Американцам пришлось поторопиться выдумать ультиматум и в темпе вальса начать боевые действия. 22 апреля 1898 года американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона
вышла на внешний рейд Гаваны и дала прикурить каждому, кому сочла нужным. На сам город за всё время боевых действий не упал ни один снаряд.
Два месяца американцы готовили десантную команду и собирали плавсредства для высадки, а пока установили типа блокаду острова с моря. Что совершенно не помешало испанцам перебросить броненосную эскадру через всю Атлантику в помощь осаждённым. Правда, героический поход оказался глупой затеей - крейсера не взяли с собой
бочки с солониной и сухари, а на Кубе 200 тысячный гарнизон доедал последний сахарный тростник.
Наконец 20 июня к Сантьяго подошли 35 американских транспортов с 18-ти тысячами человек десанта, 22—24 июня эти войска были высажены у Дайкерии и 26 июня
совместно с кубинскими повстанцами осадили Сантьяго, в гавани которого и стояла эскадра контр-адмирала Паскуале Серверы.
3 июля 1898 года возле бухты Сантьяго произошло нечто вроде того, что случилось через пять с лишним лет на противоположной стороне Земного шара - у бухты Чемульпо. Испанская эскадра адмирала Серверы, блокированная американским флотом под командованием коммодора Шлея, попыталась вырваться и была уничтожена. Сходство усугублялось тем, что испанские моряки, как и их коллеги с "Варяга" и "Корейца", стреляли хорошо, но, в основном, мимо целей. Поэтому у американцев в результате боя появился всего один убитый и один раненый матрос.
Однако адмирал Сервера и его подчиненные повели себя более решительно, чем капитан Руднев. Они не ретировались обратно в бухту после первых же попаданий, а упорно шли на прорыв под ураганным огнем до тех пор, пока их корабли полностью не утратили боеспособность. Охваченные пламенем испанские крейсера один за другим выбросились на прибрежные отмели и скалы.
10 июля началась американская бомбардировка Сантьяго и через четыре дня город сдался. Всего на юге Кубы сдалось в плен 24,000 испанских солдат. В начале августа американцы совместно с кубинскими повстанцами овладели всей Кубой.
Параллельно кубинским событиям, СШСА прибрали и другой карибский остров, принадлежавший Испании. В конце июля на Пуэрто-Рико было высажено 16 тыс. американских солдат под командованием генерала Майлса. 8 августа он начал наступление и в скором времени над островом взвился звёздно-полосатый флаг. На Пуэрто-Рико американцы потеряли всего 5 человек убитыми и 28 ранеными.
Ещё раньше посланцы Дяди Сэма утвердились за счёт испанцев в Юго-Восточной Азии. 2 мая американский десант высадился на Филиппинах, а днём ранее американский флот
сжёг тамошнюю испанскую эскадру, состоящую из архаичных не бронированных кораблей.
Американская эскадра адмирала Джорджа Дьюи, как и эскадра Нахимова сорока пятью годами ранее, атаковала вражеский флот, стоявший на якорях в бухте, охраняемой береговыми батареями. Как и Нахимов, Дьюи не обладал численным перевесом, зато имел подавляющее превосходство в огневой мощи, защищенности своих кораблей и уровне подготовки личного состава. Испанские береговые батареи мыса Кавите, как и турецкие батареи Синопа, не оказали никакого влияния на исход битвы из-за устаревшей матчасти, узости секторов обстрела и слабой выучки артиллеристов. Наконец, финалы сражений абсолютно идентичны - атакованные флотилии были полностью уничтожены, все их корабли сгорели у берега или затонули на мелководье, а нападавшие не имели потерь в корабельном составе - всего девять раненых матросов и одного умершего корабельного инженера, да и тот скончался то ли от инфаркта, то ли от теплового удара.
20 июня американский бронепалубный крейсер "Чарльстон" и три транспорта с солдатами прибыли к острову Гуам - самому южному в Марианском архипелаге. Испанцы на Гуаме капитулировали без боя. После этого Гуам служил уже перевалочной базой для американских судов, отправлявшихся из Филиппин или на Филиппины.
12 августа США и Испания заключили перемирие.
Согласно заключенному в декабре 1898 г. Парижскому мирному договору, завершившему войну, Испания отказалась от прав на Кубу, уступила США Пуэрто-Рико и другие острова, находящиеся под её суверенитетом в Вест-Индии, уступила США Филиппинские острова вместе с Гуамом за двадцать миллионов долларов. Куба была провозглашена независимым государством, однако она попала под сильное влияние США, а Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам стали владениями США.
Испано-американская война стала одной из самых странных региональных войн индустриальной эпохи. А странность ее состоит в том, что США в борьбе с довольно крупным и далеко не самым отсталым европейским государством всего за три с половиной месяца с боями, но почти без потерь захватили территории, лишь ненамного уступающие по площади самой Испании.
Овладение Кубой, Пуэрто-Рико и Филиппинским архипелагом обошлось американской армии и флоту всего-навсего в 345 (по другим данным - 385) убитых солдат и офицеров. Непонятно, как им это удалось, учитывая, что на войне, по словам самих американцев, были и лихие атаки под ураганным огнем, и штурмы крепостей, и попадания в засады, и жаркие артиллерийские дуэли, и рукопашные схватки. При этом обеими сторонами применялось современное оружие - магазинные винтовки (испанцы использовали "маузеры") и скорострельные казнозарядные нарезные орудия.
Интересно сравнить боевые потери победителей в войнах конца XIX - начала ХХ веков.
За победу над бурами англичане заплатили почти девятью тысячами убитых и пропавших без вести. Япония в русско-японской войне потеряла более 58 тысяч убитых и умерших от ран. В войне с турками 1911-12 годов погибло 3,430 итальянцев, а еще 600 - пропало без вести. В Первой Балканской войне антитурецкая коалиция потеряла убитыми и умершими от ран 23,569 человек, а антиболгарская коалиция во Второй Балканской войне - 15,279.
На этом фоне урон Соединенных Штатов в Испано-американской войне выглядит так, будто их противником были не европейцы с винтовками и давними боевыми традициями, а какие-то дикари с луками и копьями. Конечно, надо учитывать, что на стороне американцев действовали кубинские и филиппинские партизаны, но их роль была вспомогательной и довольно незначительной. Остается только удивляться степени деградации когда-то великой и могучей Испанской колониальной империи.
Как всегда при перемене сюзерена, колониальные страны получают соответственную почтовую атрибутику. На Кубе испанцы выпускали марки начиная с 1855 года, а с декабря 1898 года генеральным директором кубинской почты был назначен майор Эстес Рэтбоун. Ему принадлежит честь выпуска первой американской оккупационной почтовой марки в бывших испанских владениях. Так как собственно американские марки он получил только через месяц после вступления в должность, то Рэтбоун просто надпечатывал имевшиеся у него запасы почтовых марок в местной валюте.

Слева- марка испанской Кубы с изображением Альфонсо XIII (тот был изображён в виде младенца с отступающей назад линией роста волос
и получил незаслуженное прозвище «лысый» («el pelón»).
Справа - работа Рэтбоуна: надпечатка нового тарифа в американской, продублировано в испанской валюте для Кубы.
Первыми почтовыми марками Пуэрто-Рико были совместные выпуски с Кубой. Первые почтовые марки с надписью «Puerto Rico» (Пуэрто-Рико) увидели свет в 1873 году.
К сожалению, о том времени сведений практически не сохранилось. При эвакуации испанцев с острова в 1898 году почтовые архивы были вывезены и потом исчезли никтонезнаеткуда.
С выпуском американской версии для Пуэрто-Рико, был допущен казус - в 1899 году на почтовых марках США были сделаны надпечатки англизированного названия нового заморского приобретения
«Porto Rico» («Пуэрто-Рико»). Спохватились через год. Надпечатка была исправлена на природный испанcкий манер -
«Puerto Rico».


Слева - уже знакомый нам Альфонсо XIII «лысый» (c надпечаткой военного налога), и затем два варианта американской надпечатки: шовинистический и правильный.
Начиная с 1900 года, на смену маркам Кубы и Пуэрто-Рико с надпечаткой, пришли обычные почтовые марки США.
С Филиппинами вааще произошёл отдельный сказ. Когда американский флот только пенил моря в направлении Филиппин, тамошние инсургенты уже подмяли под себя хороший кусок страны, где их революционное правительство и обзавелись к тому моменту своей почтой со своими почтовыми марками. Как символ вновь обретённой свободы, молодая Республика выполнила свою почтовую марку в виде треугольника, возможно, для обозначения лозунга французской революции: свобода, равенство, братство.
Филиппинцы, протянувшие руку дружественным Соединённым Штатам и помогая тем в войне против испанцев (5,000 убитыми), не заметили, как американцы заменили собой
старых колонизаторов - испанцев. А когда в Париже европейцы передарили их страну новому владельцу на постоянной основе, попытались скинуть американцев в море. Манёхо сил не рассчитали. Однако три года портили кровь бывшим союзникам нипадецки. Однако, испанский пришлось забывать и учить английский американский.
После оккупации Филиппин Соединенными Штатами, американская военная администрация,
по карибской аналогии выпустила стандартные марки с надпечаткой
«PHILIPPINES».
Эти марки, выпущенные 30 июня 1899 года, были все использованы к августу 1906 года, когда американская гражданская администрация,
которая сменила военную, начала использовать серию
«PHILIPPINE ISLANDS - UNITED STATES OF AMERICA».
Гуам.
С 1899 года на Гуаме управляет военная администрация США в лице ВМС США. То есть, остров превращается в тривиальную базу американского флота.
По примеру других присоединённых территорий, на Гуаме вводят почтовые марки с надпечаткой.
8 апреля 1930 года, по указанию военного губернатора Гуама Уиллиса Уинтера Брэдли Мл., на острове, кроме государственной, организуется местная почтовая служба,
обслуживающая военно-почтовую линию Гуам-Филиппины. Марки украшаются странной надписью -
GUAM / GUARD / MAIL («Почта гвардии Гуама»).

Марки были входу вплоть до японской оккупации Гуама в 1941-1944 годах.
С 10 августа 1944 года на Гуаме вновь вводятся в обращение почтовые марки США.