• Zero tolerance mode in effect!

Горький vs Достоевский

loole

 
начнем с того, что он стал стилистическим предтечей и основателем того, что называется "социалистический реализм", явления, сгубившего русскую литературу.
плюс (наряду с Лениным сотоварищи - под переводным влиянием Каутских-Энгельсов и проч.) за ним безусловные заслуги в формировании рев. казенного языка, который мы наблюдаем в речи российских официальных лиц и сейчас. уже этого достаточно для теплого местечка в литературном аду.
А насчет Достоевского - вам не все равно, депрессивный он или нет? какое это имеет отношение к качеству написанного им?
Социалистический реализм нельзя ставить в вину Горькому.
 
а кому же надо его ставить в вину? вот уж тот редкий случай, когда можно найти виноватых. условно говоря, линия Льва Толстого все мельчала, пока через всяких Андреевых не пришла к Горькому и дальше к островским, фединым, фадеевым и проч.
 
Это природный процесс. Обмельчание потока.
Горький жил на изломе эпох. Не его в том вина.

ЗЫ. Прошу простить великодушно, сейчас я в дороге, по этому писать не с руки.
 
Горький жил на изломе эпох. Не его в том вина.

так можно оправдать кого угодно. ах, душка Дзержинский с тонкой душой, просто не тогда родился. ах, милейший красный граф Толстой! ах, достопочтенный, но невезучий Фадеев.

Это природный процесс. Обмельчание потока.

нет. русская литература тогда стояла на распутье, и в итоге пошла за Толстым-Чеховым-Горьким. в одну из первых очередей - потому, что та власть, которой Горький себя посвятил, просто провозгласила его путь единственно верным. а великие писатели и поэты-то не перевелись, хотя бы Платонова взять. другое дело, что они были в культурной изоляции и подвергались остракизму, если не физическому уничтожению.
 
писать не с руки.

Ногами тогда пешы!!!! Тут такое дело, дискуссия, а он отлынивает!


так можно оправдать кого угодно. ах, душка Дзержинский с тонкой душой, просто не тогда родился. ах, милейший красный граф Толстой! ах, достопочтенный, но невезучий Фадеев.
нет. русская литература тогда стояла на распутье, и в итоге пошла за Толстым-Чеховым-Горьким. в одну из первых очередей - потому, что та власть, которой Горький себя посвятил, просто провозгласила его путь единственно верным. а великие писатели и поэты-то не перевелись, хотя бы Платонова взять. другое дело, что они были в культурной изоляции и подвергались остракизму, если не физическому уничтожению.

Ну, Толстой-то нормально писал. Отлично даже.
Чехов - вообще эталон стиля и умения обращаться с языком.
Горькому до этих гениев очень далеко. Другое дело - талантище он, и конъюнктурщик непревзойденный.
 
Ну, Толстой-то нормально писал. Отлично даже.
Чехов - вообще эталон стиля и умения обращаться с языком.
Горькому до этих гениев очень далеко.

а никто и не спорит, что Толстой и Чехов - выдающиеся писатели.
 
Чо вы к Горькому прицепились с его глупыми пИнгвинами, робко прячущими тело жирное в утесах? Есть же и нормальные писатели того времени, Булгаков например.
 
Чо вы к Горькому прицепились с его глупыми пИнгвинами, робко прячущими тело жирное в утесах? Есть же и нормальные писатели того времени, Булгаков например.​

в какой-то из соседних тем его назвали великим, на что я закономерно среагировал :)
 
Да его читать невозможно, впрочем, как и Достоевского. Один коньюктурщик, другой депрессивный чернушник.
 
достовский себя вовсе чернушником не считал, и депрессивным - тем паче. ну разве что только поначалу, до отсидки, когда он над вымыслом слезами обливался. он про себя думал как про воина света и проч.
 
Это еще ладно. А то помню в школе изучали чей-то роман Чевенгур про какой-то там котлован. Это вааще пипец, я до сих пор не понял, чо за бред и какого хрена он в школьной программе делал?
 
это ты недоросль был. "чевенгур", как я считаю (и не только я) - одно из самых крутых произведений всего века. не только в россии.
 
Я и сейчас его читать не стану, лучше уж Войну и мир перечитаю.
 
а почему vs Достоевский. Переписка Горького и Толстого известна, пролетарий графу в использовании ненормативной лексики слил целиком и полностью
 
Кто вам ближе по духу, сокол или уж?


======


I



"Высоко в горы вполз Уж и лег там в сыром ущелье, свернувшись в узел и
глядя в море.
Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо, и бились волны
внизу о камень...
А по ущелью, во тьме и брызгах, поток стремился навстречу морю, гремя
камнями...
Весь в белой пене, седой и сильный, он резал гору и падал в море,
сердито воя.
Вдруг в то ущелье, где Уж свернулся, пал с неба Сокол с разбитой
грудью, в крови на перьях...
С коротким криком он пал на землю и бился грудью в бессильном гневе о
твердый камень...
Уж испугался, отполз проворно, но скоро понял, что жизни птицы две-три
минуты...
Подполз он ближе к разбитой птице, и прошипел он ей прямо в очи:
- Что, умираешь?
- Да, умираю! - ответил Сокол, вздохнув глубоко. - Я славно пожил!.. Я
знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо... Ты не увидишь его так
близко!.. Эх ты, бедняга!
- Ну что же - небо? - пустое место... Как мне там ползать? Мне здесь
прекрасно... тепло и сыро!
Так Уж ответил свободной птице и усмехнулся в душе над нею за эти
бредни.
И так подумал: "Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут,
все прахом будет..."
Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повел
очами...
Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном и пахло
гнилью.
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы:
- О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я... к ранам
груди и... захлебнулся б моей он кровью!.. О, счастье битвы!..
А Уж подумал: "Должно быть, в небе и в самом деле пожить приятно, коль
он так стонет!.."
И предожил он свободной птице: "А ты подвинься на край ущелья и вниз
бросайся. Быть может, крылья тебя поднимут и поживешь ты еще немного в твоей
стихии".
И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошел к обрыву, скользя когтями по
слизи камня.
И подошел он, расправил крылья, вздохнул всей грудью, сверкнул очами и
- вниз скатился.
И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья,
теряя перья...
Волна потока его схватила и, кровь омывши, одела в пену, умчала в море.
А волны моря с печальным ревом о камень бились... И трупа птицы не
видно было в морском пространстве...

II



В ущелье лежа, Уж долго думал о смерти птицы, о страсти к небу.
И вот взглянул он в ту даль, что вечно ласкает очи мечтой о счастье.
- А что он видел, умерший Сокол, в пустыне этой без дна и края? Зачем
такие, как он, умерши, смущают душу своей любовью к полетам в небо? Что им
там ясно? А я ведь мог бы узнать все это, взлетевши в небо хоть ненадолго.
Сказал и - сделал. В кольцо свернувшись, он прянул в воздух и узкой
лентой блеснул на солнце.
Рожденный ползать - летать не может!.. Забыв об этом, он пал на камни,
но не убился, а рассмеялся...
- Так вот в чем прелесть полетов в небо! Она - в паденье!.. Смешные
птицы! Земли не зная, на ней тоскуя, они стремятся высоко в небо и ищут
жизни в пустыне знойной. Там только пусто. Там много света, но нет там пищи
и нет опоры живому телу. Зачем же гордость? Зачем укоры? Затем, чтоб ею
прикрыть безумство своих желаний и скрыть за ними свою негодность для дела
жизни? Смешные птицы!.. Но не обманут теперь уж больше меня их речи! Я сам
все знаю! Я - видел небо... Взлетал в него я, его измерил, познал паденье,
но не разбился, а только крепче в себя я верю. Пусть те, что землю любить не
могут, живут обманом. Я знаю правду. И их призывам я не поверю. Земли
творенье - землей живу я.
И он свернулся в клубок на камне, гордясь собою.
Блестело море, все в ярком свете, и грозно волны о берег бились.
В их львином реве гремела песня о гордой птице, дрожали скалы от их
ударов, дрожало небо от грозной песни:
"Безумству храбрых поем мы славу!
Безумство храбрых - вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами
истек ты кровью... Но будет время - и капли крови твоей горячей, как искры,
вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой
свободы, света!
Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь
живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!
Безумству храбрых поем мы песню!.."
 
Толстой - это высшее выражение духа фарисейства, демагогии и лицемерия.
Странно, что никто этого до сих пор не углядел.
 
Странно, что никто этого до сих пор не углядел.

что значит "не углядел"? критиков у графа полно.
но дело в том, что литературу судят не только по критериям морали. достоевского же читают не из-за тех идей, который он вкладывал в свои тексты (точнее, думал, что вкладывал).
 
что значит "не углядел"? критиков у графа полно.
Дык его критикуют не за это, а совсем за другое.
У Горького же два читаемых произведения - это "Детство" и "В людях".
"Мои университеты" уже не то, съехал(
"Дело Артамоновых" - какое-то графоманство, но почитывать можно.
"Мать" - это вообще блевотина. У меня на обложке этой книжки такой мордоворот нарисован (Павел, да?), что его только при отравлениях разглядывать.
Ну и прославление босяков до кучи.
 
Назад
Сверху Снизу