История полевой артиллерии АОИ

Небольшие подборки фотографий артиллерии АОИ.

Наполеончик:
http://bukvoed.livejournal.com/85951.html

Кукарача:
http://bukvoed.livejournal.com/65478.html

Крупп:
http://bukvoed.livejournal.com/128392.html

25-фунтовка:
http://bukvoed.livejournal.com/130636.html

155-мм М-50:
http://bukvoed.livejournal.com/132642.html

М-46:
http://bukvoed.livejournal.com/129000.html

90-мм противотанковая пушка (по ней, к сожалению, почти ничего):
http://bukvoed.livejournal.com/107442.html

Исправления / дополнения приветствуются.

P.S. Не попадались ли кому-нибудь израильские фотографии французской 105-мм пушки (http://bukvoed.livejournal.com/130215.html) ?
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Спасибо, всё очень интересно.

По М-50: "один из укреплённых пунктов Линии Бар-Лева" - это Мавдед, т.н. "Южный Наварон". В отличии от Северного, функционировавшего ещё в ходе Войны на истощение (я писал об этом в "Трофеи на службе Израиля"), Южный был построен позже, но подробностей я не знаю. Судя по всему в полукапониры устанавливали буксируемые М-50 без каких-либо переделок. Также читал, что там было не 4 орудия (как в Северном), а 6. В ходе войны 1973 г. Южный Наварон был оставлен, позиции подорваны, но вроде не все 6, а 5 (или же египтяне 1 востановили в рамках устроенного ими музея). Орудия в Египте - оттуда, вроде бы никакой другой возможности захватить буксируемый М-50 как трофей у них небыло.

По М-46: Судя по всем видимым мною фотографиям АОИ использовала М-46 с 4-х колёсной тележкой и опорной плитой. Оригинальные в музеях (как то, что стоит в Нагарии) - просто трофеи, АОИ не использовавшиеся. Источник тележек был достаточный: АОИ приняла на вооружение не более 100 М-46 (а скорее куда меньше), а в начале 60-х в Европе были куплены 120 М-50 для переделки в САУ, т.е. тележки высвобождались. Основные работы шли в период 1967-1972 гг., т.е. как раз параллельно и абсорбцией М-46 в АОИ.

Напомню 2 статьи на сайте:

АОИ к началу Шестидневной войны 1967 г. - Артиллерия

М-50 было 5 дивизионов, в т.ч. 3 САУ (36 по штату, реально 32) и 2 буксируемых (24 орудия).


АОИ на 1973 год - Часть 3. Вооружения Сухопутных Войск - Артиллерия

120 155-мм САУ М-50;
примерно 24 155-мм буксируемых орудия М-50;
27 130-мм буксируемых пушек М-46

90-мм - выделил в отдельную тему.
 
К вопросу о том, откуда в Батей а-осеф французская Canon de 155 C mle 1917, на вооружении у нас никогда не состоявшая и в списках трофеев 48-го вроде не фигурирующая:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Canon-de-155-C-mle-1917-Schneider-batey-haosef-1.jpg

В сирийском музее имеется экземпляр на вроде бы очень похожих колёсах:
http://milinme.wordpress.com/2012/03/31/damascus-military-museum-1-the-artillery/

Всё же сирийский торфей ? Может, даже не 48-го года ? Не могла ли она простоять где-нибудь на Голанах до 67-го ?
 
К вопросу о том, откуда в Батей а-осеф французская Canon de 155 C mle 1917...
Всё же сирийский торфей ? Может, даже не 48-го года ? Не могла ли она простоять где-нибудь на Голанах до 67-го ?
Гипотеза подтвердилась, данная пушка есть на фотографиях, сделанных в 67-м в Баниасе:
http://hollis.harvard.edu/fullrecor...isc/via|olvwork436521&imageid=FHCL:2521866&q=
http://hollis.harvard.edu/fullrecor...isc/via|olvwork436521&imageid=FHCL:2521966&q=
 

atalex

Помножен на ноль
А БС-3 в АОИ проскакивала когда-нибудь? А то я из частей их откатников могу электронагреватели делать. Могу опытом поделится.
 

atalex

Помножен на ноль
Мой друган, старший сержант, командир расчета в свое время. Говорил, что у БС-3 скорость снаряда такая, что можно за пару километров целиться через ствол, а мощность такая , что М60 вдребезги разносит, а мобильная такая, что почти расчетом руками передислоцировать можно. Вообщем, хоть и перешел он потом на Гиацинты, но БС-3 это первая незаживающая любовь.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Первые пушки
К этому:
И Британии тоже спасибо. (25-фунтовка, 08.12.11):
(а также к противотанковой 2-х фунтовой.)
Книга Пинхаса (Пини) Вазе "hа-Месима - Рехеш". Стр. 113-115. Рассказывается о 2 случаях хищения пушек у английской армии. Дат нет, но судя по сказанному между завершением мандата (14.05.4:cool: и окончательной эвакуацией англичан из хайфского порта (30.06.4:cool:. В одном случае речь шла о хищении 2 пушек из порта с помощью солдата ирландца за взятку (250 израильских фунтов за пушку). Тип пушек не указан. Во втором случае капитан-австралиец сам доставил на грузовике 2 пушки: 25-фунтовую и 2-фунтовую.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
155-мм орудия образца 1950 г. (М-50) и САУ М-50
1) 26 М-50 прибыли в 1954 г., ещё 8 – в 1955 г., итого 34;
2) "История службы вооружений, 1948-1967" (стр. 405) подтверждает наличие 34 М-50 в 1960 г., т.е. других закупок и потерь не было;
3) в начале 1963 г. был построен прототип самоходного варианта этого орудия, для серийного производства в Европе ("из избытков НАТО") были закуплены примерно 120 снятых с вооружения буксируемых М-50.
4) на рубеже 1966/67 АОИ располагала 60 М-50 (предположительно 24 буксируемых и 36 САУ; также имелось 60 105-мм САУ: 36 «Прист» и 24 Мк61), в 1973 г. также имелось примерно 24 155-мм буксируемых М-50".
5) в статье о АОИ в 1967 г. сказано ещё и следующее: "По официальным источникам на 16-е мая артиллерия включала 666 орудий и миномётов, в т.ч.: 59 105-мм САУ и 32 155-мм САУ. ... в период ожидания число орудий и миномётов по-видимому возросло на 56 стволов (добавлены 2 дивизиона 155-мм буксируемых орудий – 24 ствола по штату, 1 миномётный дивизион – 12 стволов, 5 отдельных миномётных батарей – 20 стволов), таким образом артиллерия включала 722 ствола."
Цифра "32 155-мм САУ на 05.06.67" подтверждается также книгой Хаима Наделя "Между двумя войнами (1967-1973)", стр. 289. И указана ссылка на источник цифры: документ из офиса НГШ от 21.01.73 (правда там сравнивается наличие вооружений между 05.06.67 и 06.10.73, т.е. датировка документа скорее должна быть 21.01.74).
Все цифры выше уже публиковались на сайте. А вот кое-что новое:
"История службы вооружений", 1948-1967, стр. 166:
1) к началу войны 1967 г. 23 из 24 105-mm AMX на вооружении, все 36 105-мм "Прист" на вооружении; это объясняет снижение числа 105-мм САУ с 60 до 59: один из Мк61 ("AMX ") был списан из-за некой аварии;
2) к началу войны 1967 г. на вооружении 56 155-мм САУ (из 57 поставленных) на базе "Шерман", т.е. самоходные М-50; при этом цифра указана дважды: в перечне "Шерманов" и машин на их базе (93 САУ 105- и 155-мм) от отдельно 57 155-мм на базе "Шерман" и 36 105-мм "Прист" на базе "Шерман".
Откуда взялись 57 155-мм САУ (а не 32-36) – неясно.
Я проверил список частей, имеющих на начало войны 1967 г. 155-мм орудия или САУ любых типов, получается. Источник – файл в doc, когда-то выложенный на Фреше:
1) 402-й дивизион "Решеф" – 155-мм буксируемые, перешёл на 155-мм САУ (видимо прямо перед войной, в "период ожидания");
2) 833-й дивизион "Морад" – 155-мм буксируемые, 3 батареи (одна передана ЦВО, две другие у 36-й дивизии СВО);
3) 647-й дивизион "Ратхан" и 829-й дивизион "Шоко" – оба имели 105-мм САУ АМХ, оба в составе 215-го артполка "Амуд а-Эш", приданного 84-й дивизии ("Угдат а-Плада") Исраэля Таля;
4) 871-й дивизион "Поркан" (сказано "муктан", т.е. меньше, чем положено по штату) – САУ М-33 – 744-е артподразделение СВО;
5) 827-й дивизион "Мефлат" – 105-мм САУ "Прист" – 744-е артподразделение СВО и 212-й артполк 36-й дивизии;
6) 822-й дивизион "Тахбир" – 105-мм САУ "Прист" – 746-е артподразделение ЮВО и 214-й артполк 31-й дивизии;
7) 404-й дивизион "Шфифон" – 105-мм САУ "Прист" – 215-й артполк 84-й дивизии;
:cool: 403-й дивизион "Эяль" – САУ М-33 – 215-й артполк 84-й дивизии;
9) 872-й дивизион "Орна" – САУ М-33 – 213-й артполк "Ткума" 38-й дивизии ("Угдат МАhАД", "hа-Мапац");
10)754-й - 155-мм буксируемые, в районе Эйлата.
Т.е. получается:
1) По 105-мм – 5 дивизионов, 2 АМХ (647-й и 829-й) и 3 "Прист" (827-й, 822-й, 404-й), т.е. всё совпадает;
2) 155-мм буксируемые – 2 дивизиона (833-й и 754-й);
3) 155-мм САУ – 4 дивизиона (402-й, 871-й, 403-й и 872-й).
САУ почему-то названы "М-33", а не "М-50". Я думал, что просто опечатка, но на Фреш нашёл утверждение, что "первый вариант М-50 назывался М-33":
Никогда про это не слышал и как-то сомнительно. Почему "33"? Например в L-33 "Роэм" цифра означает длину ствола в калибрах. А в М-50 – потому что буксируемый оригинал был "модель 1950 г." (Obusierde 155 mmModèle 50). Все книги, упоминающие обозначение этой САУ (потому как некоторые просто пишут "155-мм САУ" или "155-мм САУ на базе Шермана") всегда указывают "М-50", никакого "М-33" нет.
Но вот наличие 4 дивизионов САУ подтверждает, что их было больше 32-36: 4 по штату – это уже 48 орудий. Правда 871-й батальон назван "муктан", что обычно означает отсутствие 1 батареи, т.е. по штату получается меньше 44... Но всё равно – не имело смысла иметь 4 дивизиона при всего 32 орудиях...
И просто интересный линк на израильские САУ до 1973 г.:
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
75-мм Кукарача:
http://bukvoed.livejournal.com/65478.html


Единственный извесный мне эпизод боевого применения "Кукрача" связан со взятием "Ирак-Суидан" в 1948 г. Я уже писал об этом в теме "Миномёты в АОИ - обсуждение #2", но повторю здесь: в книге "Тамид Тотхан" (стр. 27) дан список артиллерии, выделенных для участия в операции: 2 батареи "Крупп", 1 батарея "Кукарачи", 4 120-мм миномёта, 2 6-дюймовых миномёта, 2 6-ф и 1 17-ф пушки и 1 "Крупп" на прямой наводке.

И вопрос: в книгах "Эмбарго" (стр. 117), "Рождение армии" (стр. 833) сообщается, что кроме 32 "Кукарача" были куплены 2 75-мм американские пушки, в сентябре 1948 г. "Рождение армии" (стр. 836) в списке артиллерии по типам содержит запись "75-мм американская гаубица". О чём речь?

Вообще же список включает следующие типы полевых пушек:

1) 105-мм буксируемая французская
http://bukvoed.livejournal.com/130215.html
2) 75-мм американская гаубица
(нет страницы в ЖЖ)
3) 75-мм мексиканская ("Кукарача")
http://bukvoed.livejournal.com/65478.html
4) 75-мм Крупп буксируемая и на транспорте (имеются в виду их установка на нескольких "Шерманах")
http://bukvoed.livejournal.com/128392.html
5) 65-мм французская ("Наполеончик")
6) 3.7-д английская
http://bukvoed.livejournal.com/162980.html
7) 25-ф английская
http://bukvoed.livejournal.com/130636.html


Две последние - трофеи, в списках закупок их нет.
 
И вопрос: в книгах "Эмбарго" (стр. 117), "Рождение армии" (стр. 833) сообщается, что кроме 32 "Кукарача" были куплены 2 75-мм американские пушки, в сентябре 1948 г. "Рождение армии" (стр. 836) в списке артиллерии по типам содержит запись "75-мм американская гаубица". О чём речь?
75-мм гаубица у американцев была только одна:
М1 ака М116 http://en.wikipedia.org/wiki/M116_howitzer

75-мм пушки три:
М1897 (лицензионная копия французской М1897)
М1916 (своя)
http://bukvoed.livejournal.com/74843.html
М1917 (перестволенная копия британской 18-фунтовки)

Из всего этого зверинца в музеях мне попадалась только единственная М1897 в Батей а-Осеф, это пушка французского, а не американского производства, и видимо трофей:
http://bukvoed.livejournal.com/158331.html

Так или иначе, "гаубица" указывает на М1.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Спасибо.

http://bukvoed.livejournal.com/162980.html

Там есть фото "48, Беер-Шева, у евреев" где видно 3 орудия и "49, парад в Иерусалиме" где видно 4. В ивритской Википедии сказано, что в ходе операции по взятию Б7 4 таких орудия были захвачены у Египтян и позже использовались АОИ.

В "ЦАХАЛь бэ-Хейло" том 8 ("Артиллерийские войска"), стр. 31 сказано, что на 31.03.49 израсходован 231 снаряд этого калибра.

И по расходу всех боеприпасов полевой артиллерии:

3.7-д - 231
75-мм - 36,716
65-мм - 4,704

По 105-мм и 25-ф данных нет.

В "Цва нолад" (том 2 стр. 832) приводятся данные по закупке боеприпасов основных типов на 31.03.49, для полевой артиллерии:

75-мм всех типов - 80,715
65-мм - 100,086
105-мм - 5,993

Т.е. 105-мм есть, а 25-ф и 3.7-д нет (как я уже сказал, оба типа были только трофейные, т.е. вполне нормально, что боеприпасы для них не покупали, а использовали трофейные боеприпасы; с другой стороны сказано "основные типы боеприпасов", т.е. по мелочи может и не указываться; однако отсутствие расхода 25-ф скорее всего означает, что из-за отсутствия боеприпасов эти орудия в войну за Независимость не использовали, хотя 1 украли у англичан и несколько захватили трофеями).
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Ещё одно фото 3.7-д в Израиле. Есть в книге "Тамид Тотхан" стр. 29, подпись просто "3.7-д гаубица".
 

Вложения

  • English-3p7inch-Howitzer_1948y.jpg
    English-3p7inch-Howitzer_1948y.jpg
    135,6 KB · Просмотры: 162

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
М101 в АОИ

На сайте "Бейт а-Тотхан" сказано, что М101 использовали в АОИ, во время войны за Независимость. Сказано что было куплено несколько штук, применялись например в бою за Ирак-Суидан. Однако подтверждения я этому не нашёл, к тому же во время войны были куплены 6 105-мм орудия во Франции, причём по всем данным (фото из архивов, экспонаты в музеях) таки выходит что те 6 орудий таки были французские (а не те же М101, купленные во Франции). Тем более что их таки применяли в Фалудже по соседству (по соседству с Ирак-Суидан, так что могли и перепутать):

Относительно остального - Дани Кимхи (не Давид) говорит про 5 пушек, аналогично с его слов указано в "ЦАХАЛ бе-хейло", том 6 "Хейль а-тотханим", стр. 14. В "Цава нолад" Захавы Остфельд количество указано как 6, причем на вооружении значатся только с января 1949 (стр. 833), то есть в Ирак-Суэйдане они не были, это было в ноябре. Точная модель там не указана, сказано "105 мм полевая французская" - стр. 836. У Пинхаса Вазе в "А-месима - рехеш" число тоже указано как 6 (стр. 282), без модели. В дневнике Бен-Гуриона указано, что 20 декабря закончилась разгрузка кораблей, в числе груза 6 105-мм пушек, в записи от 22/12/48 (стр.895), модель не указана. Ранее в записи от 13/12/48 (стр. 876) сказано, что прибыл и разгружается груз, в том числе 6 105-мм пушек. Ранее запись от 6/12/48 стр. 864 Шауль Авигур сообщает, что отправлено 6 105-мм пушек. Участие в боях - запись от 26/12/48 стр. 903 - в списке артиллерии против Фалуджи указана одна 105-мм пушка. Оперативный приказ 35-го батальона на операцию "Хисуль" - Маарахот 263-4 стр. 137 аналогично в списке наших сил указана одна 105-мм пушка. В книге "Хативат Александрони 1947-1949" стр. 195 указано, что в операции "Хисуль" против Фалуджи участвовали 2 105-мм пушки. Видимо, Кимхи спутал Фалуджу и Ирак-Суэйдан.


Но сообщения о наличии М101 в АОИ этим не заканчиваются. По базе данных SIPRI (источник конечно не ахти, особенно по периоду до 90-х гг., но бывает что что-то и в точку; к тому же ошибки там обычно по количеству и датам, а вот качественный факт поставки чего-то обычно верен) получается, что из США были поставлены 90 подержанных 105-мм М101А1, контракт 1967 г., поставки в 1969-1971 гг. Допустим М101 могли купить на запчасти к САУ М7 "Прист", а также трофейным иорданским М52, орудия которых представляло из себя те же М101. Но имея всего 36 "Прист" и 14 М52 (из них 12 приняли на вооружение, т.е. 2 и так стали запчастями) покупать 90 орудий на запчасти – сомнительно. Разве что речь идёт не о "90", а скажем о "10"...
Сообщения о М101 в Израиле мелькают и в других источниках. Например в статье 2002 г. на сайте приводятся данные JCSS, IISS и Jane's по этому вопросу. IISS и Jane's сообщали о наличии у АОИ 60-70 М101. И только JCSS эту информацию не подтверждал. Ниже в комментариях я писал: "Нет подтверждения использованию АОИ 105мм гаубиц М101." Данные Бейт а-Тотхан всё же как бы подтверждают (правда как видно ошибочно), но по первым годам АОИ, а не по 60-м и тем более 2000-м годам.

Итак вопрос: откуда М101 в Бейт а-Тотхан? Иорданский трофей 1967 г.? На Фреш (пост 107) таки говорят о Иорданских трофеях. Однако я не нашёл подтверждение, что в 1967 г. Иордания имела М101 (да и вообще в какие-либо годы). Вот например тут есть раздел "Equipment of Jordanian Armed Forces June 1967".

И в завершении – ещё фото М101 из Бейт а-Тотхан (после САУ L-33):
http://www.fresh.co.il/vBulletin/showthread.php?t=336853
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
М114 в АОИ?

По аналогии с М101 база данных SIPRI сообщает о закупке Израилем 60 подержанных 155-мм М114А1 из США, контракт 1967 г., поставки в 1968-1970 гг.

Сообщения о М114 в Израиле мелькают и в других источниках. Например в статье 2002 г. на сайте приводятся данные JCSS, IISS и Jane's по этому вопросу. IISS и Jane's сообщали о наличии у АОИ 50 М114А1. И только JCSS эту информацию не подтверждал. Ниже в комментариях я писал: "Из всех типов буксируемых 155-мм орудий израильские источники подтверждают наличие в АОИ только М-71. Фирма "Солтам" разработала проекты модернизации гаубицы М114 в М114S ... Возможно, именно это объясняет сообщения о наличие в АОИ М114..."

Т.е. сейчас выходит, что не только это, но и данные о поставках 60-х гг. В отличии от М101, Бейт а-Тотхан М114 не имеет и что-либо о них не сообщает. На Фреш также нет упоминаний о М114 в Израиле.

Но всё же сообщения о М114 в Израиле – просто ошибка или "нет дыма без огня"?
 
Сверху Снизу