Правый поворот в Бразилии: на президентских выборах в Бразилии убедительную победу одержал Болсонару.
Бывший военный Жаир Болсонару в результате второго тура выборов 28 октября набрал 55% голосов. Избирателей не отпугнули многочисленные предостережения о том, что они выбирают «гомофоба», «сексиста», «расиста» и даже «фашиста». Проголосовавшие верят: новый президент сможет избавить страну от коррупции и победить преступность. Новый бразильский лидер обещает оправдать ожидания и провести масштабные реформы. Во внешней политике он также планирует сменить ориентиры: перестать «заигрывать» с левыми режимами, не дать Китаю «скупить» Бразилию, а также сблизиться с США, Израилем, европейскими странами и Японией.
В ближайшие годы левым, терзавшим Бразилию коррупцией, будет тяжело. Вот несколько фраз Болсонару, за которые левые назвали его фашистом(хотя они всех фашистами называют):
• "У меня пятеро сыновей: четверо родились мужчинами, в последнем случае я дал слабину – и получилась женщина"
• (женщине-депутату): "Вас не изнасилуют - вы этого не достойны"
• (о темнокожих активистах): "Животные, которым необходимо вернуться в зоопарк"
• "Предпочту, чтобы мой сын погиб после несчастного случая, нежели стал геем"
• "Пиночет должен был убить больше людей"
Болсонару называют южноамериканским Трампом. Их объединяет методы ведения агитации. За время кампании он купил только 8 секунд эфира на ТВ, основной пиар кандидата шел в сети - у Болсонару 7 млн подписчиков на Фейсбуке. Примерно столько же (если не больше) - у его сторонников из числа футбольных звезд (в т.ч. темнокожих) - икон для современной Бразилии.
Победу Жаира Болсонару на выборах его сторонники отмечали до поздней ночи 28 октября. По всей стране гремели фейерверки, а сам президент после оглашения результатов выборов трижды выходил к избирателям со словами благодарности и призывом «стремиться к примирению» и объединяться.
Многие европейские, латиноамериканские и американские СМИ охватила паника, которую лучше всего характеризуют заголовки посвященных политику статей и колонок: «Страна с лицензией на ненависть» (El Pais, Испания), «Призрак "антипрогрессизма" бродит по Латинской Америке» (Rebelion, Испания), «Фашист? Популист? Как называть Жаира Болсонару?» (El Universal, Венесуэла), «Как бразильский Болсонару угрожает планете» (The Washington Post, США), «Бразилия готовится выбрать лицемера» (The New York Times, США). Очень забавные визги, правда?
Политические оппоненты Жаира Болсонару также рисовали бразильцам картины устрашающего будущего в случае победы правого кандидата. «Мы подошли к финалу гонки с угрозой для страны, демократии и людей, которые страдают больше всего»,— писал из тюрьмы основатель Партии трудящихся Луис Игнасиу Лула да Силва, который изначально должен был стать соперником господина Болсонару. Приход правого политика к власти он назвал «фашистской угрозой». Мы ведь отлично знаем, что если на выборах побеждает не левый, то левые начинают орать про фашизм и неправильную демократию.
Чтобы ослабить позиции правого кандидата, петицию «против фашизма в Бразилии» на сайте
Change.org подписали больше 33 тыс. человек. Среди них — бывшие президенты Франции и Аргентины Франсуа Олланд и Кристина Киршнер, сенатор США Берни Сандерс, правозащитница Анджела Дэвис, публицист и философ Ноам Хомский. Также за несколько дней до второго тура выборов федеральная прокуратура Бразилии начала два расследования в отношении экономического советника Жаира Болсонару Паулу Гедеса. Его подозревают в мошенничестве при управлении фондами государственных компаний и рискованных финансовых сделках.
Однако ни предостережения политиков, общественных деятелей и СМИ, ни уголовные дела в отношении приближенного Жаира Болсонару не отговорили сторонников правого кандидата голосовать за него. Он выиграл выборы с результатом 55% и оставил позади кандидата от Партии трудящихся Фернанду Хаддада, набравшего 44,8%. 63-летний политик, мечтавший о посте президента с детства, наконец добился своей цели.
Предвыборные обещания Жаира Болсонару во многом повторяют инициативы, выдвинутые им в период работы депутатом. Однако помимо тезисов о свободном ношении оружия смертной казни у него есть и другие предложения. Например, он планирует ужесточить наказания за коррупцию, обеспечить полицейским правовую базу для более свободного применения силы, открыть военные училища в крупных городах, где их еще нет, обещает не допустить усыновления детей однополыми парами, либерализацию законодательства о наркотиках, легализацию абортов и при этом снизить уровень насилия в отношении женщин.
Масштабные планы по внутриполитическим реформам: исключить возможность переизбрания президента и других представителей исполнительной власти, увеличить президентский срок с четырех до пяти лет, сократить число парламентариев с 513 до 400, вдвое уменьшить число министерств.
При этом, в случае проведения этих реформ, Жаир Болсонару обещает, что сам пробудет президентом четыре года, а переизбираться на второй срок не станет.
В экономической сфере президент предлагает уменьшить налоговую нагрузку для всех людей, а граждан с низкими и средними доходами, возможно, и вовсе освободить от налогов. Также он планирует запустить программу приватизации большинства государственных бразильских компаний, и при этом не допустить, чтобы они попали в руки китайских бизнесменов. К Китаю политик относится критически, поскольку представители этой страны, по мнению избранного президента, не просто ведут бизнес в Бразилии, а «скупают страну». В период с 2010 по 2016 годы, преимущественно во время правления Дилмы Руссефф, китайские инвестиции в Бразилию выросли на 37%. Пекин стал главным торговым партнером страны, обойдя даже Соединенные Штаты.
Жаир Болсонару настроен исправить эту ситуацию. Так, он обещает отдавать предпочтение двусторонним соглашениям, прекратить «восхваление диктатур» и «нападки на демократии», такие, как, например, США и Израиль. Именно в эти две страны политик собирается поехать в должности президента в первую очередь. Также он обещал, что, по примеру США, перенесет посольство Бразилии в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. Палестину он при этом не признает как страну, хотя и «не имеет ничего против палестинского народа». Также он отмечает, что хочет сблизиться с Европой и Японией и прекратить заигрывать с левыми режимами.
Несмотря на симпатии к Трампу, бразильский лидер обещал не следовать за ним во всем: например, он заверил, что не планирует по примеру президента США выходить из Парижского соглашения по климату.
Россию в своих выступлениях он не упоминал, однако ориентация на двусторонние отношения и нелюбовь к Китаю еще до победы Болсонару вызвали у экспертов вопрос о будущем БРИКС (Организация, в которую входят Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка).
Избрали Жаира Болсонару, впрочем, не за внешнеполитические ориентиры. Если объединить данные соцопросов, типичный избиратель политика — верующий белый мужчина со средним и высоким доходом. Во многом избирателей привлекли обещания Жаира Болсонару сделать свободным ношение оружия и разобраться с преступниками. В 2017 году в стране были убиты 63880 человек: 7 человек в час, 175 в день. Повлияла на его популярность и разочарованность ряда бразильцев в правящей долгое время Партии трудящихся, поскольку президенты от этой партии Дилма Руссефф и Луис Игнасиу Лула да Силва стали фигурантами коррупционных скандалов.