• Zero tolerance mode in effect!

Новости еврейской диаспоры

החרדי הראשון בפרלמנט הבלגי
מיכאל פרליך מאנטוורפן: ''אני אהיה כאן הנציג של כולם - גם של אלו שלא הצביעו עבורי. אהיה הנציג של כלל ישראל ועם ישראל".

מיכאל פרליך, יהודי חרדי תושב אנטוורפן, נבחר לפרלמנט הבלגי לאחר שהתמודד במקום השמיני ברשימה בראשות ראש עיריית אנטוורפן.
עם פרסום תוצאות הבחירות, פרליך שלח ברכה מוקלטת בפלמית וגם ביידיש כדי להודות לתומכים להעביר מסר לציבור הרחב.​

"רצתי להודות לכל אחד שהצביע עבורי", אמר פרליך, "אני המועמד הראשון החרדי שנכנס לכהן כחבר בפרלמנט הפדרלי - הכנסת של בלגיה. אני אהיה כאן הנציג של כולם - גם של אלו שלא הצביעו עבורי. אהיה הנציג של כלל ישראל ועם ישראל".

901310.jpg
 
97-летняя рокерша пережила холокост, три брака и сегодня зажигает покруче молодых.

Ее называют «бабушкой дэт-метала», или Death Metal Grandma. Вот уже пять лет она является бессменным лидером группы The TritoneKings, исполняющей тяжелый рок. Она пережила Холокост, и на прошлой неделе ей стукнуло 97. Однако ее харизма и желание высказать миру все, что она перенесла в жизни и что чувствует теперь, возрасту не помеха. Обаятельная бабушка-металлист Инге Гинсберг имеет целую армию поклонников, и ее творческая энергия бьет ключом, заставляя сочинять все новые и новые тексты.

Холокост, разведка, три брака…

Инге Гинсберг (урожденная Ингеборг Нойфельд) появилась на свет в обеспеченной еврейской семье в 1922 году в Австрии. Это была земля ее предков, поселившихся здесь еще восемь веков назад. Однако Вторая Мировая Война и прежде всего включение Австрии в состав фашисткой Германии полностью поменяла ее беспечную жизнь. Отца немцы отправили в концентрационный лагерь Дахау, сама же Инге с мамой и братом бежали через Альпы в Швейцарию. Однако вскоре девушка была захвачена фашистами и как еврейка отправлена на трудовые работы в концлагеря.

Известно, что после последнего заключения, в Лугано, благодаря содействию своего будущего мужа-пианиста (и по совместительству шпиона) Инге Гинсберг определили горничной-экономкой на дипломатическую виллу. Там она была завербована американскими спецслужбами и вела разведывательную деятельность против фашистской Германии и Италии в пользу Штатов. Впоследствии Америка предлагала ей шпионить против Советского Союза, но она отказалась.

В 1944 году девушка начала работать над американскую разведывательную службу и собирать сведения о немецких войсках в северной Италии. Она участвовала в секретной Operation Sunrise, которая позволила закончить войну в Италии и заодно спасти такие культурные шедевры, как «Тайная вечеря» Да Винчи в Милане.

После войны молодая женщина жила вместе со своим мужем в основном Цюрихе, где занималась музыкой и журналистикой. Затем, после развода с супругом, она подалась в Израиль и вышла замуж повторно, но и этот брак оказался не крепким. А вот со своим третьим супругом, Куртом Гинсбергом, Инге прожила вплоть до 1999 года, пока не овдовела. Его фамилию она носит до сих пор.

Творческая натура.

Еще в тот период, когда Инге была замужем в первый раз, в ее жизни был не очень продолжительный, но ощутимый творческий виток. Они с супругом некоторое время жили в Голливуде и писали на заказ песни для известных в то время музыкантов. Некоторые их произведения становились хитами. Когда же Голливуд им, как выражается сама Инге, надоел, они вернулись в Европу.

Тяжелый рок захватил бабушку, когда ей было уже за девяносто. Она вдруг ощутила, что способна сама исполнять свои стихи. Петь у Инге не очень получалось (все-таки возраст солидный), а вот декламировать тексты под четкий, агрессивный аккомпанемент ей удавалось отлично. Ее друг, музыкант и композитор Педро да Силва, посоветовал ей обратить внимание на тяжелый рок. Так она и стала в 2013 году лидером дэт-метал группы The TritoneKings.

В компании молодых музыкантов, которые обожают свою вокалистку, она чувствует себя как рыба в воде. Ведь по характеру Инге типичный рокер: смелая, харизматичная, с искрометным чувством юмора. Во время выступлений она заводит зал не хуже молодых рокеров и даже «показывает козу», что приводит в восторг публику. Кстати, на сцену Инге выходит неизменно в концертных вечерних платьях.

Музыка, которую она исполняет.

Дэт-метал – это экстремальная разновидность стиля трэш-метал, которая выросла из творчества таких групп, как, например, Slayer и Kreator, а родоначальником этой музыки считается группа Death.

Для дэт-метала характерны часто сменяющийся темп и размер в произведениях, обилие хроматизмов, а также очень жесткий, агрессивный вокал с рыком и криками, похожими на скандирование. Тематика песен, исполняемых дэт-метал группами, обычно связана со смертью, ужасами и вообще, темной стороной жизни. Согласитесь, ужасы, пережитые узниками концлагерей и пострадавшими от фашистов, очень хорошо вписываются в этот стиль.

И хотя некоторые ценители тяжелого рока отмечают, что The TritoneKings нельзя отнести к стилю дэт-метал в чистом виде (иными словам, творчество группы очень самобытно), Инге все равно снискала в среде музыкантов уважение, ведь ее выступления несут невероятную энергетику. Ее даже в шутку прозвали бабушкой солиста группы Rammstein Тилля Линдерманна.

Она готова к экспериментам.

Великовозрастная рокерша не стесняется участвовать в вокальных телепроектах и два года подряд пыталась вместе со своей группой пробиться на «Евровидение» в качестве представителя Швейцарии. Увы, пока победить в зрительском голосовании и поехать на престижный конкурс ей не удавалось. Возможно, «Евровидение» еще не готово к столь эпатажным участникам с их провокационным и грубоватым творчеством. Например, песня, которую Инге представила в 2015 году, называлась «Смейся над смертью» и ее припев звучал так: «Пей и ешь, пой и смейся – и тогда дьявол возвратится в ад». Но Инге не отчаивается и продолжает писать песни и репетировать.

Человеку, знакомому с творчеством дэт-металлистки, может подуматься, что дома у нее наверняка очень мрачно, а стены оклеены рокерской атрибутикой. Однако это не так. В американском доме госпожи Гинсберг (а она живет попеременно то в Америке, то в Швейцарии) светло и уютно, как у типичной благообразной бабушки.

– Многие старые люди в Америке и Европе выключены из активной социальной жизни. И творчество для нас – это шанс быть услышанными, – поясняет Инге. – Уже давно ушли мои родители, ушли мои друзья, я осталась на этом свете одна, и не было человека, которого интересовало бы, что я хочу сказать. Но теперь со мной мои друзья-музыканты, поклонники, зрители. Это придает мне силы.

Ее девиз – всегда улыбаться. Даже если ты вспоминаешь об очень тяжелых моментах своей жизни. Этой невероятно располагающей улыбкой и неиссякаемым оптимизмом 97-летняя Инге покоряет толпы своих поклонников.

1558923909000.png

3lDQhQ-gJ0g.jpg

 
היסטוריה ביוון: ראש עיר יהודי
משה אליסף, רופא יהודי, נבחר לראשות העיר איואנינה, במערב יוון, והפך לראש העיר היהודי הראשון בהיסטוריה של יוון. בקהילה היהודית הקטנה בעיר בירכו: ממשיך את מורשת הקהילה היהודית של איואנינה"

https://www.kipa.co.il/חדשות/941745-היסטוריה-ביוון-ראש-עיר-יהודי/?utm_source
 

Канадская фирма выкупила украинские кошерные рецепты

Канадская фирма Farm Boy выкупила рецепты кошерной пекарни Rideau Bakery Bread, после того, как пекарня объявила о закрытии.
Пекарня Rideau Bakery Bread управлялась семьей Кардиш почти 90 лет и закрылась недавно, по личным причинам, как объяснили в семье. Большинство продуктов, которые продавала кошерная пекарня, изготавливались по рецептам бабушки владельцев, которая была родом из Украины.
Представители фирмы Farm Boy уже запустили рекламную кампанию, в которой пообещали, что сохранят культовый бренд в своих магазинах, чем порадовали бывших владельцев.
К слову, сумма сделки купли-продажи не разглашается, но известно что кошерная выпечка по украинским и европейским рецептам будет продаваться по всему Онтарио.

смисиьввв_900x0_d02.png
 
Два миллиона анализов ДНК показали самую еврейскую страну в мире
Концентрация людей с еврейской кровью по отношению к общему населению там выше, чем в США и Канаде

Грандиозное исследование, охватившее результаты анализа ДНК 1,8 млн человек из 100 стран, показало, что после Израиля больше всего людей с еврейской генетикой по отношению к населению конкретной страны проживают в Венгрии. Даже больше, чем в США. Имеется в виду концентрация этнических евреев или носителей еврейской крови по отношению к общему числу населения.

Исследование было проведено компанией MyHeritage на базе ее данных при сотрудничестве с доктором Даниэлем Стацки - специалистом в области еврейской демографии из Института исследования еврейской политики.

Среди 4981 жителя Венгрии, включенного в базу данных MyHeritage, 7,6% имели как минимум 25% еврейской ДНК. Это значит, что их бабушка или дедушка были евреями.

Для сравнения: в США этот показатель составляет всего 3,5%, а в Канаде - 3%.

Что касается "внутриеврейских дел", то у 12,5% участников исследования было от 10% и больше ашкеназской ДНК. В США этот показатель составляет

всего 4,7%, а в Канаде - 4%.

У 4,2% жителей Венгрии ашкеназской ДНК от 50% и более. В США таких всего 2,3%. По словам доктора Стацки, это означает, что в Венгрии проживают около 130.000 человек с более чем 50% еврейской ашкеназской ДНК. Это больше, чем свидетельствовали различные социологические оценки. Так, согласно официальной переписи населения за 2013 год, в Венгрии проживали тогда всего 10.965 евреев.

Стоит отметить, что исследование MyHeritage является анонимным, тогда как официальная перепись - нет. Возможно, именно этим частично объясняется столь огромная разница между цифрами, помимо других причин - например, сознательного сокрытия своего еврейства из-за страха антисемитизма или искренней неосведомленности о принадлежности к еврейству из-за того, что этот факт скрывали предки участника исследования.

Еще одно исследование профессора Андреса Кобача показало, что в этой стране живут от 73.000 до 138.000 людей с 50% и более еврейской ДНК.

Исследование также показало, что многие жители Венгрии даже не знают (или не знали до анализа) о наличии у них еврейских корней. Так, 39-летний Джозеф Бальнаи узнал об этом совершенно случайно из результатов анализа ДНК, который он сделал в шутку в качестве "подарка" своей возлюбленной. По его словам, в семье ходила легенда о еврейских корнях, но всегда воспринималась не более чем сказка. Но оказалось, что у Джозефа 37,6% ашкеназской еврейской ДНК.

Другой венгр, 70-летнего возраста, выяснил, что он еврей на все 100%. Точнее, на 98% ашкеназ и на 2% сефард. Хотя давным-давно его крестили в католической церкви. По его словам, в семье никогда не говорили о еврейских корнях, и теперь ему приходится "переваривать" обрушившуюся на него новость.

Впрочем, по словам исследователей, эти данные удивили не только новоявленных евреев, но и ученых-демографов.

Еврейская община Венгрии - одна из самых старинных в мире. Она образовалась в 70 году н. э. - после разрушения Второго храма.
Но реальных евреев там практически нет.
Был в Большой синагоге Будапешта , несколько человек молилось.

О большой синагоге Будапешта
 
החיים של יהודי הונג קונג - ללא שינוי

המתיחות בהונג קונג מגיעה לשיא, אבל קהילה היהודית המקומית מתבוננת מן הצד ולא מתערבת במתרחש.

ג'וזפין דולסטן, JTA , כ"ח באב תשע"ט 29/08/19

מאז תחילת יוני נאספים מדי שבוע אלפי מפגינים בהונג קונג למחות נגד מה שהם רואים כניסיון סיני להגביל את חירויותיהם.

אחת ההפגנות משכה אליה כשני מיליון מפגינים, מתוך אוכלוסיה של 7.3 מיליון ובכמה מקרים הגיבה המשטרה באלימות נגד המוחים. אולם עבור מרבית חברי הקהילה היהודית בהונג קונג, החיים נמשכים ללא שינוי.

"זה מה שמטורף במצב הזה. מתרחשת פה מהפיכה אבל החיים שלנו ממשיכים כרגיל", אומר בן פרימן, יהודי יליד גלזגו שחי בהונג קונג בשנתיים האחרונות.

הונג קונג, מושבה בריטית לשעבר הנשלטת היום על ידי סין בתנאי אוטונומיה מוגבלת, היא ביתם של 5,000 יהודים ושל מספר מוסדות יהודיים. יש בהונג קונג שבעה בתי כנסת – אורתודוקסי, חב"ד ורפורמי, וכן מרכז קהילה יהודי, בית ספר יהודי ומרכז לזכר השואה. אולם אף אחד מהארגונים אינו ממוקם באזורים בהם מתקיימות ההפגנות.

"יצאתי לארוחת שבת בבית חברים וכמובן שדיברנו על זה, אבל כרגע לא קורה כלום. הדברים לא נוגעים לאזרחים הזרים, כך שיש בהחלט תחושת בטחון. זו הפריבילגיה שלנו", סיפר פרימן, שעובד כמורה בבית הספר הבינלאומי.

יהודי הונג קונג אינם היחידים שמתבוננים בהפגנות מן הצד. על אף הכיסוי התקשורתי הנרחב סביב העימותים עם המשטרה, שהגיעו אף לשפיכות דם, הרי שמסעדות, קניונים ועסקים ממשיכים לפעול באופן רגיל. בתי הספר ערוכים לפתיחת שנת הלימודים בשבוע הבא כסדרה.

ההפגנות החלו בתגובה לניסיונה של הממשלה, אשר נתמכת על ידי סין, לאפשר הסגרה מהונג קונג לסין. הדבר עורר חשש שהממשלה המרכזית בביג׳ין תוכל להסגיר מתנגדי משטר ומבקרי ממשלה, המקבלים כיום מחסה בהונג קונג בה יש חופש פוליטי רב יותר. מאז נוספו עוד דרישות וכעת המפגינים דורשים גם זכות הצבעה כללית, שתאפשר הצבעה כללית לראש הרשות המבצעת. כיום נקבע המינוי על ידי קבוצה של 1,200 בעלי מקצוע וחברי המועצה המחוקקת, רובם נאמנים לסין.

על אף שחלק מחברי הקהילה היהודית תומכים במאמצי המפגינים, הרי שכמו תושבים זרים אחרים, הם נוטים להתרחק ממוקד העימותים, אומר דויד צוויג, פרופסור אמריטוס לפוליטיקה סינית באוניברסיטת הונג קונג למדעים ולטכנולוגיה. צוויג השתתף בשתי הפגנות אך לדבריו הוא היוצא מן הכלל.

"יהיה נכון לומר שככלל, תושבים זרים אינם מתערבים", אמר צוויג. "חלק מהתושבים היהודים אולי תומכים בצעירים המפגינים – אלה הם אנשים שמתעניינים בפוליטיקה ושמבינים שבייג'ין מהדקת את האחיזה – אבל רבים רואים את המתרחש מנקודת מבט עסקית, וזה פוגע בעסקים".

הקהילה היהודית של הונג קונג מגוונת, וחבריה הגיעו מאירופה, צפון אמריקה, דרום אמריקה, אוסטרליה, דרום אפריקה וישראל. רבים עובדים בתחומי הבנקאות, הפיננסים, המשפטים והעסקים.

אריקה ליונס, יו"ר אגודת ההיסטוריה היהודית בהונג קונג, אומרת שהארעיות של חברי הקהילה והעובדה שרק מעטים מהם דוברים קנטונזית הן הסיבות העיקריות לכך שיהודי המקום אינם מעורבים בהפגנות. "התחושה הכללית היא של תמיכה [במפגינים] אבל אין מעורבות," אומרת ליונס, שהגיעה להונג קונג מניו ג'רזי.

אבל יש כמה בקהילה שבחרו להיות מעורבים. ניקול אייזק השתתפה בכ-15 הפגנות הקיץ, לפני שעברה לניו יורק לפני חודש בעקבות עבודתו של בעלה. רוב ההפגנות היו שלוות, אך היו כמה פעמים בהם התעמתה עם המשטרה. ב-12 ביוני היא הפגינה יחד עם קבוצה גדולה של מוחים כשהמשטרה התקרבה עם אלות וגז מדמיע והדפה אותם לגשר הולכי רגל קטן. אייזק מספרת כי חששה שהיא עומדת להימחץ על ידי ההמון. "אני חייבת להסתלק מכאן", היא נזכרה בתחושותיה מאותו רגע.

אולם הניסיון לא הרתיע את אייזק, ילידת לונדון שחיה בהונג קונג במשך עשר שנים, מהשתתפות בהפגנות נוספות. "אנחנו נהנינו מחופש דיבור, מהזכות להתכנס ומהזכות לחיות שם, ואנחנו צריכים לתרום חזרה לקהילה שהעניקה לנו כל כך הרבה", היא אמרה.

אייזק, שעבדה בבית הספר היהודי בהונג קונג, באגודת הנשים היהודיות ובפסטיבל הסרטים היהודי, אומרת שהזהות היהודית שלה מילאה תפקיד בהחלטתה להשתתף בהפגנות. "גם כאדם יהודי, אני מאמינה בנקיטת עמדה", היא אומרת.

בשיחות עם חברים יהודים, שמעה אייזק מגוון סיבות מדוע חברי הקהילה בהונג קונג מעדיפים להתרחק מפוליטיקה. "זה נע בין חוסר עניין, תחושה שזו אינה הבעיה שלהם, ועד להרגשה שאין להם זכות לעשות זאת, או שיהודים צריכים לשמור על ראשם מתחת לחומת המגן, ולא לתמוך במפגינים", אומרת אייזק.

לדעתו של פרימן, היהודי הסקוטי שמלמד בבית הספר הבינלאומי, החשש לבטחון האישי היא הסיבה העיקרית להימנעות. "אנחנו מתרחקים מפני שזה לא בטוח," הוא אומר. "למען האמת, הייתי מאד נלחץ אילו הייתי הולך להפגין".

 
העתיד הקודר של הקהילה היהודית בניס

ניס, בעבר מרכז סחר בעל מסורת של סובלנות, הייתה עד לפני 15 שנה הקהילה היהודית הרביעית בגודלה בצרפת.

אבל השפעתן הרעה של אנטישמיות, טרור, בעיות כלכליות והתבוללות שחקו את הקהילה היהודית, שבעבר מנתה כ-20 אלף חברים.

הערכה שביצעה בשנה שעברה הקונסיסטוריה הצרפתית, ארגון ארצי המספק שירותי דת ליהודים אורתודוקסים, מצאה כי הקהילה היהודית בעיר הצטמקה לגודל של כ-3,000 נפש, שפל הדומה לזה שחוותה העיר אחרי מלחמת העולם השנייה. ישנם, עם זאת, גורמים יהודים המעריכים כי מספר היהודים בניס גבוה יותר.

פניה של הקהילה היהודית בכל רחבי צרפת עוברים בשנים האחרונות שינוי בגלל המצב הבטחוני והכלכלי. אבל הפגיעה של גורמים אלה קשה במיוחד בניס, עיר הנעדרת את ההזדמנויות התעסוקתיות והכלכליות שיש ליהודים במרכזים עירוניים אחרים בצרפת.

"ניס היא עיר קטנה עם קהילה יהודית קטנה, וממש מרגישים איך גל העלייה לישראל משנה אותה", אמר יעקב פריינטי, סטודנט בן 29. אחותו של פריינטי כבר עלתה לישראל, והוריו מתכננים לעלות בקרוב.

"האם יש עתיד לקהילה שלי? אני לא יודע", אמר פריינטי. "אני חושב שזו בעיה כללית של כל היהודים בצרפת. היא פשוט מורגשת יותר בקהילה קטנה כמו זו שלנו".

בקהילה היהודית של ניס ישנם חברים שמצביעים על פיגוע הדריסה בעיר בשנת 2016 כקו פרשת המים. באותו פיגוע, מחבל אסלאמי קיצוני הרג 86 בני אדם ופצע מאות בטיילת העירונית במהלך חגיגות יום הבסטיליה. הפיגוע לא כוון נגד יהודים, "אבל הוא הכניס למשוואה פחד בדרך שלא הכרנו", אמרה סימון דרמון, ממנהלות הסניף המקומי של הקונסיסטוריה.

הרב יוסף יצחק פינסון, שליח חב"ד בעיר, סבור שיש עדיין 10,000 יהודים החיים בניס, אך גם הוא מסכים שפיגוע הדריסה "יצר גל של עזיבה".

בניס אפשר למצוא עדיין קומץ מסעדות כשרות ו-15 בתי כנסת, אך, לדברי פינסון, מרביתם מתקשים לגייס מניין. סניף "בני עקיבא" בעיר, שבעבר היה פעיל, נסגר בשנים האחרונות. בבית הכנסת הגדול, שקולות המתפללים אשר נהגו למלא אותו בימי שבת וחג הדהדו ברחובות הסמוכים, יש כיום יותר כיסאות ריקים מתפוסים.

זכרי פרנקל, יליד ניס בן 30 שעלה לישראל בשנת 2009, סבור שהמפנה חל בקהילה היהודית עוד לפני פיגוע הטרור ביום הבסטיליה. לדעתו, המקור לדלדול האוכלוסייה הוא הזינוק בגילויי אנטישמיות אלימה החל מתקופת האינתיפאדה השנייה. מספרם של היהודים הצרפתים שעלו לישראל טיפס במיוחד לאחר שנת 2013 כששנאת היהודים החלה להיות מורגשת באופן יומיומי.

"התחילו להטריד ברחובות", אמר פרנקל, אשר נוהג לחבוש כיפה בציבור. בשנת 2001 הוא עבר מבית ספר יהודי לבית ספר ציבורי ונתקל שם בגילויי אנטישמיות מובהקים. "התחילו לאיים עליי, לא רק בדרך לבית הספר, אלא גם בכיתה, בגלל שאני יהודי".

פריינטי חובש כיפה גם הוא. הוא מעולם לא נתקל בהטרדה בניס, אך לדבריו השפעות האנטישמיות הורגשו "בעקיפין". "אנשים רבים עזבו בגלל זה", הוא אמר, "במיוחד לאחר פיגוע הדריסה".

המצב הכלכלי בניס מוסיף קושי נוסף. שיעור האבטלה באזור הוא השלישי בגובהו בצרפת, ורבים מיהודי ניס מתמודדים עם קשיים כלכליים שלא הכירו בעבר. כ-120 מיהודי העיר מקבלים סיוע כספי מהקהילה, לפי נתוני הקונסיסטוריה. "אין כאן אפשרויות אמתיות מבחינת הקריירה", אמר פריינטי.

אולם יש עדיין סיבות רבות להישאר בעיר וביניהן מדיניות "ביטחון תחילה" של ראש העיר ניס כריסטיאן אסטרוסי. ראש העיר הימני נחשב בן ברית עבור רבים מיהודי צרפת. אסטרוסי הכריז בשנת 2014 כי הוא "יהודי בלב" ו"חבר גאה של ישראל" וזוכה להערכה בקרב יהודי העיר. "הוא גורם חשוב בהרגעת יהודי ניס ויצירת תחושת ביטחון", אמר פרנק מדיוני, נשיא הקהילה היהודית המסורתית של ניס.

בשנה שעברה שיבח ה״קריף״, ארגון הגג של הקהילות היהודיות בצרפת, את אסטרוסי על טיפולו באירוע שבו הותקף יהודי אשר ענד תליון בצורת מגן דוד. הרשויות הגדירו את הארוע "תקיפה אנטישמית" ובתוך שעות עצרה המשטרה ארבעה חשודים, כולם בנים למשפחות שהיגרו ממדינות מוסלמיות.

כמה חברים בקהילה אמרו שעזיבתם של אלפי יהודים דווקא חיזקה את הלכידות בקרב מי שנשארו בעיר. בית הכנסת של מדיוני, ״מעיין אור״, גדל בחמש השנים האחרונות מ-84 משפחות חברות ל-135. היחסים בין הקהילות הפרוגרסיביות והאורתודוקסיות בניס הם "חיוביים וידידותײם", לדבריו, זאת בניגוד למצב במקומות אחרים צרפת, שם ישנה מתיחות בין הזרמים היהודיים השונים. "בגלל הטרור יש נחישות להיות ביחד ולהביע את היהדות שלנו", אמר מדיוני.

בשנת 2015 פתחה תנועת חב"ד מרכז קהילתי חדש בווילה ישנה במרכז ניס, שם נערכים אירועים למאות משתתפים בחגים יהודיים. ההרשמה לשלושת בתי הספר היהודיים בניס, בהם לומדים כ-600 תלמידים, גדלה במידה ניכרת בשנים האחרונות, אמר פינסון. "אם כי, האמת היא שהעלייה הזו במספר הנרשמים לבתי הספר היהודיים היא ככל הנראה תוצאה של התחזקות האנטישמיות בבתי הספר הציבוריים", הוא הוסיף.

 
Крупнейшая синагога Египта откроется после реставрации
10 января в Александрии после двухлетней реставрации откроется синагога пророка Элиягу. Синагога, построенная в середине XIX века, считается крупнейшей в Египте и одной из самых больших во всем арабском мире. Она вмещает около 700 человек.
В торжественной церемонии примут участие главы еврейских общин Каира и Александрии и около 25 иностранных дипломатов. Как пишет сайт Times of Israel, среди них не будет представителей израильской дипломатической миссии – они станут гостями другой церемонии, также посвященной открытию.
Синагога была возведена в середине XIV века, но серьезно пострадала в 1789 году, когда Александрия была взята высадившейся в Египте французской армией под командованием генерала Наполеона Бонапарта.
Нынешнее здание в эклектическом стиле было возведено в 1848 году по проекту архитектора Леона Барсильона. Проект финансировал паша Египта Мухаммад Али. В течение длительного периода службы здесь не велись, но синагога была открыта по будним дням.
Со временем здание пришло в упадок – как и еврейская община Египта. Несколько лет назад у него обвалилась крыша. В 2017 году власти приняли решение о реставрации, сметная стоимость работ составила 22 миллиона долларов.
 
2020-01-17_0739.png
Cambodian Royal Family Celebrates Its First Bat Mitzvah


Гигантская менора гордо возвышалась над бассейном в шикарном отеле «Raffles» в оживленном центре Пномпеня, столицы Камбоджи. Перед собравшимися стояли члены королевской семьи, гости со всего мира и хабадский раввин – израильтянин.

Они были там, чтобы отпраздновать запоздалую бат-мицву Элиор Керогли из Лас-Вегаса. Ее отец, Рэй (Рахамим), является персидским евреем, а ее мать Сьюзи (Сара Браха) – внучка Его Величества короля Монивонга, который правил Камбоджей до своей смерти в 1941 году, рожденная в Вашингтоне, округ Колумбия. Бат-мицва Элиор была первым еврейским праздником, когда-либо отмечавшимся королевской семьей Камбоджи, и впервые многие из членов королевской семьи когда-либо пробовали еду с кошерной кухни, приготовленную Хабадом Камбоджи, который был основан раввином Бенционом Бутманом и его супругой Меши в 2009 году. Семья праздновала настоящую бат-мицву, когда Элиор исполнилось 12 лет в пятую ночь Хануки год назад, но официальное празднование в Камбодже состоялось в эту Хануку, ближе к ее 13-летию.

Ставшая, без преувеличения, буквально вечеринкой для книг рекордов, событие будет записано в Книге рекордов Королевского дворца. Празднование было детищем Сьюзи Керогли, которая хотела, чтобы ее дети, которые живут насыщенной еврейской жизнью в Лас-Вегасе, знали о своих королевских корнях. После вечеринки по поводу бат-мицвы семья официально встретилась с нынешним правителем страны Его Величеством королем Нородомом Сихамони и королевой – матерью Ее Величеством Нородом Монинеат.

Празднование продолжилось в шаббат в Бейт-Хабаде. Когда свита шла в синагогу и обратно, ее сопровождал почетный караул. Чтобы обслужить это мероприятие, Хабад пригласил шеф-повара Коби Мизрахи, который «взял на себя» кухню и руководил персоналом Хабада в создании блюд, которые действительно «подходили для короля». Кроме того, некоторые блюда кошерной кухни готовились на кухне отеля под бдительным присмотром Сьюзи. Ей было не привыкать готовить еду для большого количества гостей, она и ее муж часто принимают до 30 человек на ужин в шаббат и еще больше — на еврейские праздники, в том числе 120 человек, приходящих в их гигантскую сукку, и 500 человек, которые посещают пуримскую вечеринку, которую она устраивает каждый год.

«Она зажигает свечи в любом месте, куда бы она не пришла», – с гордостью объясняет муж. «Люди просто тянутся к ней и восхищаются ее знанием иудаизма, а также ее действиями». Путь Сьюзи Керогли в иудаизм был абсолютно невероятным. Ее отец служил послом Камбоджи в Соединенных Штатах, и она выросла в буддийском доме. Она встретила Рэя, который покинул Иран, чтобы учиться в Америке, и никогда не возвращался домой из-за революции 1979 года. Перед Рош а-Шана он сообщил ей, что будет отсутствовать в течение двух дней из-за празднования, и неохотно согласился взять ее на богослужение. Она была в восторге от того, с чем столкнулась, и настояла, чтобы они провели шаббат. Пройдя через весь сезон праздников в лас-вегасском Хабаде, она начала свой путь самопознания, который привел к обращению в иудаизм. Пара живет со своими тремя детьми в Лас-Вегасе, где они являются неотъемлемой частью хабадской общины Хендерсона.

Хотя она была членом королевской семьи и воспитывалась как положено внучке короля, она никогда не посещала Камбоджу до 2012 года, когда она представляла свою мать на похоронах короля Нородома Сианука. Только тогда, по ее словам, она поняла, что истории, на которых она выросла, были реальными — она действительно была ребенком из королевской семьи. Когда его спросили, остается ли его жена, лидер в ее еврейской общине, камбоджийской принцессой, Рэй уклонился от прямого ответа, сказав: «Я называю ее моей королевой».
 

Базирующаяся в Лондоне организация Jewish Cultural Heritage Initiative опубликовала отчет, посвященный состоянию объектов еврейского культурного наследия в Сирии и Ираке. Документ свидетельствует, что им нанесен огромный ущерб.
Так, в Сирии не подлежат восстановлению 32 из 71 еврейского объекта. В Ираке разрушены 68 из 297 объектов, только 11 находится в полной сохранности. При этом отмечает канал i24, в основном речь идет о зданиях, возведенных в XIX-XX веках.
Многие из этих памятников культуры пострадали во время гражданской войны в Сирии и в результате боев с террористической группировкой "Исламское государство" в Ираке. Однако основной ущерб был нанесен в конце 40-х годов, когда по арабским странам прокатилась волна погромов.
Они привели к бегству сирийских и иракских евреев в Израиль, что фактически положило конец существовавшим более двух тысячелетий еврейским общинам. Новые владельцы переоборудовали захваченные объекты под собственные нужды, нередко превращая в ремонтные мастерские и лавки.
Среди разрушенных объектов – Великая синагога Алеппо, по преданию, основанная при царе Давиде в десятом веке до н.э. Она неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока не была уничтожена при декабрьских погромах 1947 года.
Упоминает отчет и расположенную в Дамаске синагогу Элиягу а-Нави, считающуюся древнейшей в Сирии. Она была разрушена в мае 2014 при обстреле артиллерией сирийского режима столичного района Джобар, который тогда контролировали боевики оппозиции.
 
В Бердичеве нашли древнюю могилу хасидского раввина

22.06.2020

В украинском Бердичеве в ходе ремонтных работ были обнаружены древние еврейские надгробия раввина Леви Ицхака из Бердичева, известного как Бердичевский Ребе, и 3 его сыновей, сообщает местный портал Jewish News.
Оригинальные надгробные плиты оказались на глубине около 1,5 м под оэлем праведника (строением, возведенном на месте упокоения раввина), на некотором расстоянии от места, которое в последние годы считалось могилой рабби Леви Ицхака. Обнаруженным надгробиям более 120 лет (раввин Леви Ицхак умер в 1810 году).
Раввин Леви Ицхак бен Меир из Бердичева – хасидский праведник и раввин, один из наиболее выдающихся представителей хасидизма конца XVIII в.– начала XIX в. и духовных лидеров поколения. Тысячи хасидов приезжали к нему за советом и наставлением. Благодаря ему, Бердичев в те годы стал центром хасидского движения на Украине. Фундаментальный труд раввина «Кдушат Леви» («Святость Леви») оказал значительное воздействие на хасидскую мысль и еврейскую культуру в целом, и принадлежит к числу самых читаемых произведений из классической библиотеки хасидизма.
 
Назад
Сверху Снизу