• Zero tolerance mode in effect!

Ностальгия по СССР

У меня недостаточно опыта для глобальных сравнений, но из Одессы за разными нужными товарами ездили в Молдавию.
С украинского Могилев Подольского мы ездили в Молдавию за промтоварами. А продукты молдавские были на нашем рынке.
 
Это где такое изобилие? Украина? А то я по Уралу совсем другое помню - мяса не было от слова "совсем", за колбасой, сосисками и т.п. - надо было отстоять в очереди часа два минимум и была она далеко не всегда...
В Днепропетровске, командировка. Перед возвращением захожу в мясной. прошу: - Отруби мяса. - Сколько? - Килограмм десять. - Не, столько не могу. - Ну, надо. - А ты откуда? - Урал. - У вас там что, мяса нет? - Лет десять. - Йобтвоюмать!!! - сказал продавец, и отрубил.

И в Израиле уже, первые месяцы, шаббат, сижу в сквере, долблю иврит. Рядом старушка интеллигентного вида. Заговаривает: - Вы откуда - Свердловск. - А я из Петербурга (врет, из Ленинграда она, да ладно). У нас стало так плохо, мясо совсем исчезло. - У нас много лет в магазинах не было мяса. - Вот видите, значит вы уже привыкли, а нам было так тяжело!
 
Последнее редактирование:
В семьях рабочих даже сахар на столе был не всегда.
Кстати, да. В войну это вообще был дефицит - по карточкам вместо сахара порой выдавали карамель. А бабушка варила сахар из сахарного тростника - уж где его добывала, не знаю.
И это в Винницкой области, которая давала 20% сахара по СССР. Похоже, с сахаром для простолюдина такая же ситуация была и в дореволюционной России: сужу по прословью "обдурив жида - чай випив, цукор дітям забрав" (еврейка угостила крестьянку чаем...).
 
Вопрос еще состоит в том, что на то, чтобы понять, насколько система преступна, даже у интелектуалтно развитого человека уходило достаточно много времени.
Это уже после перестройки легко было быть умным, когда выключилась пропагандистская машина и, наоборот, на граждан Союза обрушился поток правды о прошлом и настоящем. И то, многих не проняло.
 
Я задавал вопрос на эту тему (...)
И мне ответили более опытные участники:
Тут нужно понимать что относительное изобилие в магазинах городов в 60-х объяснялось очень просто: зарплаты основной массы населения в соотношении с потребительской корзиной были очень низкими. Отсюда и икра в центральных магазинах, и сыры, и выбор дорогих по тем меркам конфет. В семьях рабочих даже сахар на столе был не всегда. В конце 60-х - начале 70-х зарплаты начали расти и с ростом благосостояния семей начали исчезать товары в магазинах. В начале 80-х сформировалс тот дисбаланс денежных сбережений населения и наличия товаров в магазинах который и создал тотальный дефицит всего и вся (а заодно и разницу государственный цен с ценами "с рук").
Это не единственная причина, а только одна из.
На "военку" работало до четверти экономики (а то и треть). Плюс космос. И ВСЕ зарплаты там (а также в НИИ всевозможных, в армии и пр.) были полностью инфляционными - т.к. все эти работники не выпускали продукт, за который кто-то мог заплатить.
Но до начала практически одновременного - строительства БАМа, строительства олимп. объектов, и вторжения в Афган - это удавалось более-менее купировать.
Затем же - огромные затраты непосредственно на строительство; необходимость огромные массы людей кормить, причем достаточно хорошо; огромные финансовые, технические и продовольственные расходы в Афганистане (и к этому - финансовая и прод. поддержка разных "зусулов за социализьм" тоже росла) - и привели к надрыву всей прод. программы союза.
А уже затем - раз всем всего не хватает, включился механизм "хватай побольше, завтра может не достаться", что еще сильнее ударило по доступности продуктов.

Не от всех. В Прибалтике тоже было неплохо...
И в Беларуси. Хотя может не везде. Хоть и похуже, чем в Прибалтике.
В Молдове тоже неплохо было, соглашусь с соседними постами.
Справедливости ради - он сам до такой крайности не дошел. Это Лигачев "перевыполнял"
За действия подчиненных всегда отвечает руководитель.
А руководил - горбатый. Он же кампанию и начал. С него "процесс пошел".
-Сметанные и майонезные баночки принимались по 10 коп.
-в 80-е появились банки для домашнего закатывания ёмкостью 1. 5 л, что с восторгом было встречено домо хозяйками.
Майонезные мне ни разу не удавалось сдать. Сметанные принимали только в некоторых гастрономах, на обмен.
 
Последнее редактирование:
Майонезные мне ни разу не удавалось сдать. Сметанные принимали только в некоторых гастрономах, на обмен.
У нас принимались.
Меня бесило то что часто лимонад был на обмен, а пиво всегда просто так (я был ребёнком и лимонад мне был гораздо интереснее).
 
  • Like
Реакции: nt00
И в Беларуси. Хотя может не везде. Хоть и похуже, чем в Прибалтике.
В Беларуси в середине 70-х закрыли мясные отделы в гастрономах. За ненадобностью. Мясо если "выбрасывали", то продавали как правило со двора, с черного хода. Кроме Минска - там продавали обычным порядком, но только после 17 часов, когда народ шел с работы, чтоб не успели раскупить "понаехавшие".
 
В Беларуси в середине 70-х закрыли мясные отделы в гастрономах. За ненадобностью. Мясо если "выбрасывали", то продавали как правило со двора, с черного хода. Кроме Минска - там продавали обычным порядком, но только после 17 часов, когда народ шел с работы, чтоб не успели раскупить "понаехавшие".
Я успел отучиться до 75 при Машерове, когда в Минске и родительском Бресте индюки на заборах было довольно сытно. В зап. Украине ешё лучьше, не говоря про Балтию, там был несколько "другой мир". :)
 
В Беларуси по опубликованным в конце 80-х данным - прямо или косвенно до 90% населения.
НатюрлихЪ! Никому и во сне не снилось: доверить сие товарищам Сааховым. Помнишь же начало? - один хрен, какой именно горный район; пустынный тож: ну - верблюды вместо баранов... Но холодильник - финский! (лицензионный шведский).
 
Я успел отучиться до 75 при Машерове, когда в Минске и родительском Бресте индюки на заборах было довольно сытно. В зап. Украине ешё лучьше, не говоря про Балтию, там был несколько "другой мир". :)
Побаивались и подкупали.
 
Длинная очередь к столику медсестры, у каждого в руках сметанная баночка с мочой на анализ, прикрытая бумажкой.
 
по карточкам вместо сахара порой выдавали карамель
Года эдак с 72го и по 82й мы снимали дачу у одного и того-же семейства. В их владении были весьма добротный (по тогдашним меркам) дом в дер. Буняково, Домодедовского р-на Подмосковья и кирпичная железнодорожная сторожка чуть поодаль - в пос. Востряково, где обитали, в основном, выселенные в 1930х (в ходе реконструкции Садового кольца) бывшие москвичи. 43км от Павелецкого вокзала. Сейчас это, практически, Москва. А тогда считалось довольно глухим замкадьем. Вокруг деревень - поля до горизонта, комбайны. Население, преимущественно, колхозное и совхозное. Центр светской жизни - сельпо на пятачке между селом и 2мя деревушками Единственный вид беспроводной связи - столб с висящим на цепи вагонным буфером и арматуриной-билом. Единственный молодёжный клуб - разрушенная церковь, где юная гопота по вечерам бухала, пекла картоху, била друг-дружке морды, стравливала и вешала собак. Зато, имелись свои знахарка, колдунья, а в 4х остановках на электричке - знаменитый на весь район гомеопат.

Так вот, о сельпо. Кроме ирисок, чёрного хлеба, гречки, гороха/фасоли разных расцветок, печенья и макаронов типа "рожки" там было чуть менее, чем нихрена. Когда летом привозили сахар, то всё население стекалось на вечевую площадь. А у хозяев нашего дома (на всё лето они переезжали в одну из своих 2х локаций, оставляя нам другую) имелось 2 сына. В середине 70х один уже заканчивал школу (позже был тяжело покалечен в армии, во время учений в составе ГСВГ - какой-то немецкий камерад выстрелил в него боевым, когда тот болтался под куполом парашюта, попал очень удачно, и парень остался без руки). Второй был на год старше меня - т.е. лет 9-10ти.

Моя матушка, как педагог, решила взять над оболтусом шефство. Каждые 2-3 недели мы забирали его в столицу, где откармливали шоколадными (из настоящего шоколада!) конфетами и пирожными. Впрочем, ему и соевые батончики неплохо заходили. Чудо! Он этих конфет в жизни-то не видел. А тут ещё и колбаса разной степени картонности! Все прочие развлекухи, типа цирка, меркли, по сравнению со жратвой. Конечно этот чувак из вежливости немного ломался - мол, взрослый уже, работать надо, а не иклеры тут с вами наворачивать. Но килограмма 2-3 пастилы всегда уносил в клювике. Родительница евоная потом бранилась: "Ну что вы этого долбо*ба пирожными кормите, да ещё мясные котлеты ему даёте - испортится, жизни настоящей не узнает!".
 
Последнее редактирование:
В середине 80-х попал в какой то заштатной деревне в сельпо. Все полки были уставлены....та-дамммм...правильно, угадали- жестяными трехлитровичами томат пасты. Вторым товаром были пряники, на ощупь более похожие на каменья. Больше ничо не было.
 
Длинная очередь к столику медсестры, у каждого в руках сметанная баночка с мочой на анализ, прикрытая бумажкой.
(Психотерапевтически) забудь, отец, эти аццкие глюки Рукожопного Царства, не расстраивай ими Б-га. Ить нетрудно сообразить: баночки для мочи нужны не сильно реже, чем для сметаны. Например: дабы, ежели приспичило (предстательная уже отказывает, сортира рядом нет) - попИсать в закутке в носимую с собой баночку, не оставив грешных следов. Чем далее, тем более думаю: дело не в полит/левоте. А в том, что Маркс был прав: заразило левотой не те пространства...
 
Назад
Сверху Снизу