Противотанковая артиллерия АОИ #2

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Начало на старом форуме.

Небольшие подборки фотографий артиллерии АОИ.


90-мм противотанковая пушка (по ней, к сожалению, почти ничего):
http://bukvoed.livejournal.com/107442.html
У меня есть ещё такое фото 90-мм:
http://imageshack.us/photo/my-images/844/6pndatgundu451983gp38.jpg/

И ещё на полугусеничнике:
http://imageshack.us/photo/my-images/52/halftrack26m390mm.jpg/

По поводу этого:

по одной версии, на лафет шестифунтовки водрузили 90 мм ствол DEFA F1 и/или Mecar (та же Дефа, но бельгийская ?). По другой, оригинальный ствол просто рассверлили до 90 мм (см. напр. 1, 2).

В пользу второй версии говорит сходство казенника с оригинальным (вряд ли казенник от шестифунтовки стали бы скрещивать со стволом от Дефы), и внушительная толщина стенок ствола шестифунтовки (какой-то резерв, видимо, был). Но всё же, рассверлить с 57 мм до 90 ? Хм...
Лафет и казённик 6-фунтовки - 100%. В киббуце Яд Мордехай за зданием музея такая стоит, на казённике видна маркировка "6 PR". А насчёт "вряд ли казенник от шестифунтовки стали бы скрещивать со стволом от Дефы" - напомню модернизацию в Израиле Т-54/55 ("Тиран-4/5") в вариант "Тиран-4/5Ш" ("Ш" - в смысле "Шин" - "Шарир" - название в Израиле 105-мм L/7) - ствол L/7 соединили с родным казёнником Т-54/55, правда пришлось ещё электрозапал вставлять.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Фото в Википедии - 2006 г. Я же видел то же орудие в 2010 г., оно было отреставрировано и выглядило вполне нормально.
 
Я как-то писал об этом на старом форуме, и тут повторюсь: французские 47-мм ПТ-пушки состояли на вооружении сирийской армии во время Войны за Независимость, а после войны у сирийцев появились и Pak-38. И те, и другие захватывались трофеями (47-мм - в единичных экземплярах, а PAK-38, судя по всему, достаточно массово оставались в сирийских ОП на Голанах на начало Шестидневной войны, и были захвачены ЦАХАЛом). Pak-38 имеются много где (в Батей Ха-Осеф - три, в Кирие -три, еще на одной базе недалеко от Мегидо - три - это только те, о которых я лично знаю). И думаю, что большинство из них - это как раз сирийские трофеи Шестидневной, а не те 12.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
По 3 следующим страничкам:
Beammeup, Scotty ! (Cannone-Mitragliera da 20/77 Scotti, 01.08.12):
Beam me up, Scotty ! 2 (Самоходная Scotti, 02.08.12):
Гостинец от дуче 2. (Cannone-Mitragliera da 20/65 modello 35, Breda, 07.09.12):
Италия в годы 2МВ имела 2 стандартные 20-мм пушки: Cannone-Mitraglierada 20/65 modello 35 (Breda), она же BredaModel 35 и Cannone-Mitragliera da 20/77, она же Scotti, она же Mitragliera Isotta Fraschini.
Breda:
Scotti:
Как мы видели по ссылкам выше, обе пушки отметились у нас. Первая как трофей (возможно в 1 экземпляре), а вот Cannone-Mitragliera da 20/77 использовалась АОИ, но название Scotti в обиходе не было – только Isotta Fraschini. Точнее от последнего её называли "20-мм итальянская IF" или ивритскими буквами – Алеф-Пей.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Упоминания в литературе:​
1) "Лексикон ле-Битахон Исраэль", стр. 535 – названа просто "зенитная, 20-мм итальнская". Закуплена в сентябре 1948 г. Сказано: использовалась на всех фронтах, также как пулемёт и противотанковая.​
2) Пинхас (Пини) Вазе "hа-Месима - Рехеш"​
a. Стр. 280 – данные по закупке боеприпасов до 31.03.49 – куплены 139,623 20-мм патронов Алеф-Пей, в т.ч. 11,750 с октября 1948 по март 1949;​
b. Стр. 282 – данные по закупке вооружений с ноября 1947 г. по 01.10.49 – куплены 28 Алеф-Пей, в т.ч. 1 до 01.04.48 и 27 в период с 01.04.48 до 01.10.48.​
3) Амицур Илан "Эмбарго" – стр. 219 – закупки в Италии – 30 20-мм пушек IF, куплены в мае 1948, прибыли в Израиль в октябре 1948. От себя замечу, что цифра скорее всего округлённая.​
4) Зава Остфельд "Цва Нолад", том 2:​
a. Стр. 832 – данные по закупке боеприпасов до 31.03.49, но 20-мм патроны даны все вместе (итальянские и швейцарские);​
b. Стр. 833 – закупки артиллерии для СВ – с апреля 1948 по март 1949 – куплены 27 Алеф-Пей, все в сентябре;​
c. Стр. 837 – списки оружия по типам, в списке зенитных орудий указано: 20-мм итальянская "Изото-Фраскини" (איזוטו-פרסקיני).​
5) Нетаниэль Лорах "Корот Мильхемет hа-Ацмаут":​
a. Стр. 701-702 – списки контрабандного оружия, прибывшего с января по май 1948 г. (т.е. в период, когда англичане ещё проверяли грузы на таможне и оружие надо было тщательно маскировать). Среди прочего 1 20-мм пушка. В примечании сказано, что она куплена у итальянских партизан в горах в районе Морано. Вот это и есть та самая пушка, прибывшая "до 01.04.48", т.е. в сочетании с книгой "hа-Месима - Рехеш" мы знаем, что это была пушка IF и что она прибыла между январём и маем 1948 г.​
b. Стр. 483 – говорится о покупке 27 20-мм пушек завода "Изото-Фраскини" в Италии.​
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Кстати, прибытие в Израиль этой первой "партизанской" IF позволит уточнить следующую цифру: первый груз пушек в Израиль (25 20-мм HS) прибыл в Израиль на борту судна "Рекс" 23.04.48 (данные пушки были куплены в январе 1948 г.). Следующая партия – 5 "Наполеончиков" прибыла на борту судна "Борьа" 13.05.48 и были выгружены в ночь 15.06.48. Т.е. на день начала арабского вторжения (15.05.4:cool: Израиль "Наполеончиков" ещё не имел. Многие источники сообщают о наличии в Израиле на 15.05.48 25 пушек. А получается что с той IF их было 26. Другое дело что неясно были ли тогда патроны к IF. Также возможно что эта пушка прибыла и после 15.05.48 – т.е. её включили в состав одного из контрабандных (хорошо замаскированных) грузов, но по какой-то причине этот груз прибыл уже после 15.05.48, хотя тогда тщательная маскировка уже не требовалась (хотя на поставку оружия было объявлено эмбарго ООН, досмотры судов в море были достаточно поверхностными и хватало простой маскировки).


Ещё по этому линку:​
Гостинец от дуче 2. (Breda):​
Фото Breda (2-е фото из ЖЖ по ссылке выше) есть в книге "ЦАХАЛ бэ-Хкйло", том 8 (артиллерия) стр. 13 с подписью: "3 артиллериста ПВО рассматривают зенитную пушку, использовавшуюся в боях за Дубан".​
Ещё в той же книге (стр. 21) перечислен список артиллерии в войну за Независимость по исследованию доктора Зева фон-Вайзеля. Среди прочего:​
  • 10 французских 75-мм зенитных пушек, прибыли в мае;​
  • 50 20-мм "Испано-Суиза" (в т.ч. 25 прибыли в мае);​
  • 20 20-мм итальянских, прибыли в сентябре 1949.​
(Последнее опечатка – речь идёт о сентябре 1948 г.)​
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Ствол длинный, да и жизнь вполне...
В списке израильских трофеев Войны Судного Дня числятся 11 100-мм противотанковых орудий (история службы вооружений 1967-85).


Стоит добавить, что БС-3 скорее всего имелись и среди трофеев 1967 и 1982 гг. Так по 1967 г. в таблицах трофеев только то, что АОИ использовала. Например нет иорданских 155-мм "Лонг Том" и танков М47, египетских ИС-3, Су-100 и ЗСУ-57-2 и др., которые на вооружение не принимались (при этом в тексте книги эта техника упомянута). В списке трофеев 1982 г. среди ПТ пушек указаны "105-мм". Скорее всего это ошибка и речь идёт о 100-мм (тем более что данные по 1982 г. не из официальных источников, а из книги Зева Шифа "Мильхемет Шоляль" 1984 г. издания).
База данных SIPRI сообщает интересные сведенья по БС-3: в 1987 г. Израиль поставил фалангам ("Ливанские силы") 18 БС-3. Вообще же трофейную артиллерию Израиль особенно не продавал, думаю из-за невозможности обеспечивать покупателей боеприпасами. Кроме "Ливанских сил" только АЮЛ получила от Израиля такие трофеи: 10 Д-30 в 1986 г. и 5 М-46 в 1988 г. Кроме того, в 1987 г. АЮЛ получила 5 Модель-50 (сказано "бывшие израильские", но вполне могут быть и трофеями 1982 г.).
Так что возможно (если передача 18 БС-3 имела место) это были и трофеи 1973, и 1982 гг.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Правильная игрушка. (57-мм ЗиС-2, 14.02.12):
Египетская ЗиС-2 в 1973 году. Не иначе на случай встречи с израильскими Шерманами держали, но те все на Голаны уехали... :)
Были "Шерманы" и на Синае. Из 7 батальонов "Шерманов" (5 из 6 мехбригад имели "Шерманы" в своих танкбатах + 2 окружных батальона, 181-й и 182-й) 4 воевало на Голанах, 1 был в ЦВО и 2 воевало на Синае.
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
По следующим страницам ЖЖ:
http://bukvoed.livejournal.com/107442.html (90-мм ПТ пушка)
http://bukvoed.livejournal.com/165562.html(6-ф ПТ пушка на базе М5/М9, "Су-57")
6-фунтовка:
17 трофейных (на 12.11.48 - 14 штук, на 08.01.49 - еще 3).​
В 1950/51 г. было куплено 70 М1.​

Летом 51-го во Франции купили ещё 75.​
На конец 1955 имелось 155 стволов (14+70+75=159, т.е. 4 к тому времени списали, пока всё сходится).​


Ещё сто штук прибыли в июне 1956 из Голландии.​
Т.е. 155+100 = 255.​

17-фунтовка:
На конец 1955 г. – 27
В начале 1956 г. в Голландии были куплены ещё 72.
Итого: 27+72=99.
По книге "Служба вооружений в 1948-1967 гг.":
стр. 405: на 1960 г. в АОИ 301 6-ф (включая 57-мм и модернизированные в 90-мм) и 80 17-ф (а также 114 106-мм БО).​

Т.е. новых закупок 17-ф не было, орудия постепенно списывались, рост числа 6-ф объясняется трофеями 1956 г. По трофеям 1956 г.:
По книге Моше Даян, Шабтай Тевет "Арабо-израильские войны, 1956, 1967" (серия "Колониальные войны и локальные конфликты")​
- английские 25-фунтовые пушки - 55​
- противотанковые пушки (английские 6-фунтовые и советские 57-мм) – 110

В статье в книге "Под гром моторов" сказано: в 1956 г. было захвачено много чешских 57-мм орудий и 60 из них поставили на вооружение (советские 57-мм ЗИС-2).
Т.е. если из 110 бло 60 ЗИС-2, то 50 – это 6-ф, т.е. 255+50=305, с учётом списания как раз даёт 301 на 1960 г. Конечно, есть натяжка, получается все 110 были приняты на вооружение, но возможно пушек было больше, а 110 – именно принятые на вооружение.



Если так – вопрос по источникам 6- и 17-ф почти закрыт. "Почти" - потому как всё ещё неизвестно происхождение первых 27 17-ф. Т.е. часть были трофеями войны за Независимость (уже в начале операции "Йоав" 15.10.48 в войсках были 2 трофейные 6-ф. и 2 17-ф. пушки), но ведь не все 27... (в ходе войны были захвачены около 50 трофейных орудий всех типов, думаю что 17-ф. было не намного более тех самых двух); закупок же 17-ф. пушек в ходе войны небыло.
Также получается, что 60 ЗИС-2 в 1960 г. в статистику уже не включают, или же 301 6-ф/57-мм орудие - это без учёта территориальной обороны, куда ЗИС-2 спихнули с самого начала.

 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
Насчёт самоходных 20-мм и 6-фунтовых пушек в период войны за Независимость и сразу после неё.

В книге Амиада Брезнера "Ницаней а-Ширьон" (стр. 232-234) есть целый раздел, посвящённый полугусеничным БТР и их вооружению пушками.

В ходе войны в Израиль прибыли 119 полугусеничных БТР. Из них "более 20" (скорее точная цифра 22) к операции "Хорев" были потеряны – не подлежали восстановлению после боевых повреждений или различных аварий. Но и из оставшихся 97 почти половина (47) были на ремонте и 7 из них впоследствии были списаны.

Ещё в ходе войны началось вооружение полугусеничных БТР пушками. Поскольку 37-мм и 2-х фунтовые шли на вооружение башенных БА, для этих целей использовали 6-фунтовые (слишком мощные для БА) и 20-мм.

Проектирование установки 6-фунтовых пушек на полугусеничных БТР начались ещё в августе 1948 г. Работы были выполнены в конце второго перемирия (21.07.48-15.10.4:cool:, БТР с пушкой был передан 8-й бригаде в начале октября, в преддверии операции "Йоав" (началась 16.10.4:cool:. По-сути этот БТР играл роль "3-го танка" в единственном боеспособном танковом взводе 8-й бригады, вместе с 1 "Кромвелем" и 1 "Шерманом". Кроме того, только бронебойные снаряды 6-ф. пушки были способны пробить стены крепости Ирак-Суидан, 75-мм ОФ снаряды их не брали.

На декабрь в рабочих планах было вооружение ещё 3 БТР 6-ф. пушкой и 4 – 37-мм пушкой. К концу войны в АОИ было 4 БТР 6-ф. пушкой (3 в 8-й бригаде и 1 в 12-й) и 1 БТР с 37-мм (в 5-й бригаде).

Что касается 20-мм пушек, то они появились в Израиле уже 15.05.48 и почти сразу разные части начали ставить их на полугусеничные БТР своими силами, используя различные методики и ухищрения. Осенью же велись централизованные работы по установке 20-мм пушки во вращающейся башне.

В книге Амиада Брезнера "Сусим Абириим" (стр. 12) – на 01.05.49 в АОИ было 7 полугусеничных БТР с 20-мм пушками – 1 исправный и 6 на ремонте и 6 полугусеничных БТР с 6-фунтовыми пушками – 2 исправных и 4 на ремонте. 20-мм – тип не указан, так что это могут быть как IF, так и HS ("Испано-Суиза"). БТР с 37-мм пушками в списке нет.

В книге "ЦАХАЛ бэ-Хейло", том 8 (артиллерия):​
стр. 21: перечислен список артиллерии в войну за Независимость по исследованию доктора Зева фон-Вайзеля. Среди прочего указаны трофейные 2-, 6- и 25-фунтовые орудия, а вот 17-ф нет. Кроме того, сказано, что в январе 1949 г. прибыли 6 37-мм и 12 47-мм ПТ пушек.​
стр. 31: данные по расходу боеприпасов в войну за Независимость (до 31.03.49). Среди прочего: 130 6-ф, 19 2-ф, 1,411 37-мм, 50-мм – ноль. 17-ф и 47-мм в списке нет.


По книге "Служба вооружений в 1948-1967 гг.":​
стр. 44 - 2-ф и 6-ф пушки (а также 25-ф и 20-мм ИФ) - с осени 1948 г.​
стр. 54 и 61 - о установке 2- и 6-ф (а также 20-мм) на БТТ (без подробностей).​
стр. 138 - модерн. 6-ф в 90-мм "Панард" (без подробностей).​
стр. 161 - 90-мм на полугусеничных БТР (без подробностей).​
стр. 163-164 – на середину 60-х в пехотных бригадах 6-ф пушек уже не было. Было решено модернизировать 300 имеющихся 6-ф и 57-мм орудий в 90-мм, при этом треть предполагалось установить на полугусеничные БТР для механизированных бригад, остальное передать в территориальную оборону. Работы велись БАМАБ-682 с 1965 г., на конец 1966 г. АОИ уже имела 50 таких пушек на полугусеничных БТР и ещё 160 буксируемых 90-мм орудий. Т.е. 2/3 пушек успели модернизировать. А ведь работы шли и в первой половине 1967 г.​
стр. 240 – среди прочего сказано, что рабочий план БАМАБ-682 на 1966/1967 гг. включал оснащение 35 БТР 90-мм пушками и 55 – 20-мм.

По книге "В их руках закалялась сталь" (стр. 136): с начала "периода ожидания" и до 10.06.67 БАМАБ-681 среди прочего отремонтировал 20 6-ф ПТ пушек и 33 90-мм ПТ пушки.

Ещё пара ссылок:

(тема 6-ф пушки в АОИ)
(тема "полугусеничные БТР с пушками в АОИ")
 

Олег Грановский

Модератор
Команда форума
ПТ батальоны

Сайт бригады "Александрони":


Бригада в 1973-1974 гг.:
Бригада "Александрони" (820-я, в прошлом 3-я) в 1973-1974 гг. - в ходе войны 1973 г. и "войны на истощение" на сирийском фронте, продолжавшейся до 31.05.74. Приведен список частей бригады, среди прочего ПТ батальон.
ПТ батальон (буксируемые орудия), командир - майор Ихезкель (Хези) Дар развернулся к востоку от дороги Рамат Магшимим к югу от Тель-Саки, другая часть батальона - в районе Тель-Фарес. Далее идёт таблица состава каждого батальона, для ПТ батальона указано: создан объеденением 2 противотанковых дивизионов ("Гундат Нун-Тет"). В январе 1974 г. (в тексте написано 1973, но это ошибка), уже после войны, организован как полноценный батальон. Комбат - майор Ихезкель (Хези) Дар. Замкомбата - капитан Исраэль Розниц. Командиры рот (все в звании ст. лейтенанта) - Алеф - Гад Ливна, Бет - Давид Доан, Гимель - Исраэль (Исра) Шохат.
Йехуда Зимнбода, командир роты огневой поддержки 33-го батальона, рассказывает, что комбриг поручил ему создать ПТ резерв (Зимнбода имел предыдущий опыт в ПТ артиллерии). Зимнбода получил ПТ средства из всех батальонов бригады и создал ПТ батальон, включавший БО, 90-мм ПТ пушки на полугусеничных БТР, а затем они получили и первые ПТУР "Тоу". Через некоторое время батальон был расформирован и ПТ средства возвращены в свои подразделения. Т.е. речь идёт о ещё одном батальоне, в дополнению к батальону Дара.
А в самом конце страницы сказано: сразу после окончания войны, в период "войны на истощение", был создан сводный ПТ батальон под командованием майора Йехуда Замбода, замкомбата - Нимрод Ротем (ранее он был замом Замбоды в роте огневой поддержки 33-го батальона). Батальон занял оборону в районе перекрсёстка Джухадер. Батальон состоял из взводов БО и взводов ПТ пушек, изьятых из батальонов бригады, нескольких систем "Тоу" на джипах, нескольких трофейных систем "Сагер", а также гранатомётчиков ("базукаим").

По другим частям:

На Википедии есть статья по частям АОИ в ЦВО в ходе войны. Среди прочего сказано, что в составе 16-й (Иерусалимской) бригады был ПТ батальон.


И ПТ батальоны в более поздний период, уже с ПТУР:

Сайт истории парашютистов:
http://www.paratroops.org.il/

Списки погибших по подразделениям:
(697-й ПТ батальон; 4 погибших в 1977-2001 гг.);
(7008-й ПТ батальон; 1 погибший в 1973 г., 28.10.73 - подорвался на мине; из биографии видно, что во время срочной службы прошёл курс операторов БО)
(ПТ рота 5174 - ПТ рота 35-й бригады; 22 погибших в 1978-2003 гг.; после 2003 г. нет данных, поскольку ПТ рота вошла в состав разведбата бригады, т.е. перестала быть отдельным подразделением)
("Маглан", 1 погибший в 2006 г. - список явно не полный)
 
Спасибо !
>Гостинец от дуче 2. (Breda): http://bukvoed.livejournal.com/168387.html
>Фото Breda (2-е фото из ЖЖ по ссылке выше) есть в книге "ЦАХАЛ бэ-Хкйло", том 8 (артиллерия) стр. 13 с подписью: "3 артиллериста ПВО
>рассматривают зенитную пушку, использовавшуюся в боях за Дубан".
Может быть уважаемый олл подскажет, что это за "Дубан" ? Мне ничего нагуглить не удаётся...
 
>На декабрь в рабочих планах было вооружение ещё 3 БТР 6-ф. пушкой и 4 – 37-мм пушкой. К концу войны в АОИ было 4 БТР 6-ф. пушкой (3 в 8-й бригаде и 1 в 12-й) и 1 БТР с 37-мм (в 5-й бригаде).

37-мм - наверное французская танковая ?
 
Вдогонку самому себе. В теме на старом форуме упоминаются 6 купленных 37-мм пушек. Что это такое, тогда понять не удалось.
 
Сверху Снизу