...........
А дело в том, что мы имеем в вмду, когда говорим о сионизме и о "праве на первенство".
....................Сионизм есть не только и не столько возвращением в Сион и поселение в ЭИ (это возвращение существовало всегда - на уровне групп, семей или одиночек), но прежде всего - ПОЛИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ВСЕМИРНОЙ ЕВРЕРЕЙСКОЙ ПРОБЛЕМЫ (или "еврейского вопроса"), т.е. - СИЛОВОЕ, а именно - создание еврейского государства (политического образования). А об этом решении никто до Герцеля и не помышлял, более того - противился, считая (как и некоторые/многие ортодоксальные евреи и сегодня), что ЕВРЕЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО может/должно быть создано лишь с приходом мессии (машияха). ....................... т.е. соединил и объединил сионизм светский и политический с "простым" религиозным возвращением в Сион.
Опять надо начинать с определений (что такое сионизм).
http://maof.rjews.net/content/view/21508/7/
Миф: «Сионизм – светское национальное движение, родившееся в 19 веке»
Факт: Сионизм вовсе не был придуман светскими философами и общественными деятелями, которых принято называть «отцами – основателями сионизма» (Гесс, Пинскер, Герцль и т.п.). Еще до них идея возвращения в Эрец-Исраэль и строительства еврейского государства высказывалась многими раввинами, такими, как рав Калишер, рав Алкалай, рав Гилель из Шклова и другими. Эти религиозные лидеры не были «периферийными маргиналами», как их изображают иногда; они были реальными «властителями дум» и крупными авторитетами в еврейском мире. Корни идей сионизма можно найти в учении Виленского Гаона (раби Элиягу, 1720 – 1797) – величайшего мудреца Торы нового времени. Гаон считал, что избавление еврейского народа произойдет не чудесным образом в результате Б-жественного вмешательства, а естественным путем, в результате «пробуждения снизу», которое должно выразиться в заселении евреями Земли Израиля и создании там полноценного общества, живущего в духе Торы и еврейской традиции. .
Но Ваша правда в том, что сами "ортодоксальные" евреи не могли создать государства:
1. Действительно, чаще всего не готовы были к силовым решениям.
2. Без нормального сельского хозяйства (и промышленности) не может быть независимого государства (исключения в мире, только подтверждают правило). Религиозных с/х единиц в Израиле крайне мало.
3. Сами "ортодоксальные евреи", выполнив гигантскую работу по сохранению самого еврейского народа в диаспоре, сохранив традиции, тягу народа к возвращению....., (без чего и "светский сионизм, не смог бы существовать) - остались часто внешне и внутренне в диаспоре. И по одежде (так в древнем Израиле не одевались), и по своим разделениям (откуда прибыли), очень часто не могут переложить правила проживания в рассеянии к современной жизни в еврейском государстве. Ко всему этому «светские левые», находясь во-власти, также оказали отрицательное влияние на «ортодоксальные сообщества». Здесь израильтянам виднее. Но, как не могли основать государство первопоселенцы, полностью зависящие от пожертвований из диаспоры, так и сейчас не должно быть полной зависимости их от государства. Развращающая сторона постоянных подачек……привела и в тч к тому, что продолжают дальнейшее после хедера обучение не лучшие (как в диаспоре), а все. В тч, не способные к этому. Это имеет много отрицательных последствий.
4. "Натурей карта" даже не рассматриваю. См.3.
5. Р. Пинхас Полонский:
«Религиозные люди диаспоры, однако, построить государство не могут. Святость диаспоры противостоит естественности. Никакая йешива диаспоры государство не поднимет. Сила диаспоры всегда вкладывается в самосохранение, во внутреннее развитие и самообучение. Евреи диаспоры как споры, – сохраняются долго, но мешают прорастанию новой жизни.»
6. Рав Кук: «Только нерелигиозный сионизм поднимет государство, но долго он не проживет.»
Концепция рава Кука о религиозном значении Государства Израиль
http://www.machanaim.org/philosof/kook/makro.htm#1_1
Тут я тупой, мне не понять.
Но р. Кук много сделал для поддержки светского сионизма. Создатель философской концепции религиозного сионизма, согласно которой, создание Государства Израиль является началом мессианского избавления. Рав Кук создал первую новую йешиву "Мерказ арав". Изменил преподавание для студентов йешивы: ввел преподавание ТаНаХа, основы веры, сионизма и др. И именно из этой йешивы вышли большинство военных офицеров в вязаных кипах, все поселенческое религиозное движение и т.д. А ведь умер рав Кук в 35 году! Из этого видно, сколько времени взял этот процесс! После него эту йешиву возглавил его сын – рав Цви-Йеуда Кук.
С другой стороны, почти все деятели «светского сионизма» (из России все), имели еврейское воспитание, их сионизм взялся не из воздуха.
Дедушка Герцля был богобоязненным евреем, его родители в определенной мере сохраняли верность еврейской традиции. При этом они дали сыну светское воспитание. Против него, правда, говорит "проект Уганда". Там бы ничего не вышло.
Бен-Гурион, выросший в типичном штетле в Беларусии, в религиозной семье. Он великолепно знал ТАНАХ и традицию. Поэтому когда выступал в ООН, он доказывал право основания ЕВРЕЙСКОГО государства на основании ТАНАХа.
По ивриту я писал уже. Не Бен-Йегуда его создал, и до него общались евреи.
http://www.jewukr.org/observer/eo2003/page_show_ru.php?id=2546
Хармати опубликовал книгу «Иврит среди неевреев», где описал отношение к ивриту и к ТАНАХу в нееврейской среде. Среди примеров в книге – Эдисон, Мартин Лютер, король Фридрих Второй, Толстой и ещё многие, оценившие иврит………
Хармати еще 30 лет назад написал книгу, называемую «Трое предшественников Бен-Йегуды». Все трое были сефардскими евреями. Один – Йосеф а-Леви, живший в 19 веке, руководивший еврейской школой в Турции.