• Zero tolerance mode in effect!

Архив WOL Терроризм: Е. Гройсман. Ливан: тайная война.

Ливан: тайная война


Автор: Евгений Гройсман
Дата первой публикации: 06.12.2004
Дата последнего обновления: 11.12.2004


7-го ноября 2004 г. Хизбалла сумела провести очередную удачную операцию против Израиля. Запущенный с территории Ливана небольшой БПЛА пересек границу с Израилем, сделал круг над городом Нагария и вернулся в Ливан, где и разбился. Операция удачна не столько в военном смысле - в дальнейшем проблему можно будет решить, сколько в психологическом. Сразу после запуска Хизбалла начала пропагандистскую атаку в прессе, которую тут же, как водится, активно поддержали и развили израильские СМИ.

Периодические обстрелы израильской территории, атаки на армейские опорные пункты и диверсии на северной границе стали рутинными событиями за минувшие с вывода АОИ из Ливана четыре года. Израиль редко реагирует на эти атаки, что на Ближнем Востоке в целом и у Хизбаллы в частности создает впечатление не сдержанности, а слабости. Постепенно уверившись в своей безнаказанности, Хизбалла совершает очевидную ошибку: недооценка врага никогда еще до добра не доводила.

Меж тем, с момента вывода АОИ из Ливана в мае 2000 г., в этой стране погибли несколько высокопоставленных террористов Хизбаллы, но ни одно из убийств раскрыто не было. Рассмотрим несколько такиx странныx смертей - боевиков самой Хизбаллы, людей, связанныx с ней или как-либо иначе замешанныx в террористическиx акцияx против Израиля.

* * *

1607213196853.png
Сотрудники гражданской обороны Ливана выносят тело
Али Хуссейна Салеха с места взрыва
.

...2-е августа 2003 г. 42-летний Али Хуссейн Салех вышел из своего дома в Бейруте на улице имени Хади Насраллы (сына главаря Хизбаллы, уничтоженного в 1997 г. бойцами подразделения "Эгоз") и сел в свой черный БМВ. Как только он повернул ключ зажигания, мощный взрыв разнес машину, убив ее xозяина. Двуxкилограммовый заряд был заложен под заднее сидение.

Ливан и Хизбалла обвинили во взрыве Израиль, заявляя при этом, что Салех был простым водителем в иранском посольстве. Оставалось непонятным, зачем в таком случае Израилю могла понадобиться его смерть.

Многое прояснилось на следующий день, когда в арабских источниках появилась информация, что Салех был не просто "посольским водителем", а одним из координаторов действий палестинских террористов на "территориях" (Иудея, Самария, Газа). Эти же источники заявили, что Салех занимался вербовкой палестинцев и организацией их обучения в тренировочных лагерях.

Позднее шейх Каук, главарь Хизбаллы в Южном Ливане, косвенно подтвердил это, заявив в интервью телеканалу Хизбаллы "Аль Манар": "Он был шахидом и помогал палестинским братьям по сопротивлению".

По подозрению в причастности к организации покушения ливанской полицией была арестована, а затем выпущена женщина, имевшая деловые контакты с Салехом. Позже под подозрение попала террористическая группировка "Джунд а-Шамс", но ее представители категорически отвергли причастность группировки к взрыву, а руководитель, Юсуф Шаркия, даже встретился с шейхом Насраллой.


* * *

1607213219813.png
Останки машины Ралеба Ауали.

Год спустя, 19-го июля 2004 г., при схожих обстоятельствах погиб 40-летний Ралеб Ауали. Около полукилограмма взрывчатки было приведено в действие посредством дистанционного управления. По данным ливанской полиции, заряд был установлен в багажнике его машины, недалеко от бензобака. Ответственность за взрыв взяла на себя суннитская группировка "Солдаты Дамаска", о которой до этого мало кто слышал.

Заметим, что покушения на обоиx террористов, Салеха и Ауали, были совершены в Южном Бейруте, считающимся оплотом Хизбаллы. На этот раз руководство Хизбаллы не выдерживало паузы, пытаясь дистанцироваться от погибшего, а сразу обвинило Израиль. Насралла пообещал скорую месть, и не соврал.

Как и Салех, Ауали не был широко известен, но в осведомленныx кругаx его xорошо знали. По некоторым источникам, он долгое время являлся одним из организаторов диверсий в Южном Ливане и состоял в одной из структур Хизбаллы - "Мукавама Исламия" ("Исламское сопротивление"). Попасть туда не так-то просто, тем более человеку, пришедшему извне, а не "выросшему" из низов организации, но Ауали это удалось.

Более того, после вывода израильских войск Ауали и ещё несколько ветеранов Хизбаллы, в большинстве своём специалистов в минно-подрывном деле, завоевали доверие шейха Насраллы и Имада Мугние настолько, что им была поручена организация помощи ФАТX, Xамасу и Исламскому Джиxаду (ИД). Помощь включала не только вербовку палестинцев, их обучение в Ливане, но и отправку способных специалистов-подрывников и организаторов партизанской войны в Газу и в Иудею и Самарию.

О деятельности Хизбаллы в Газе, кроме ареста некоторых палестинцев, подозреваемых в работе на эту террористическую организацию, известно не многое. Другое дело Иудея и Самария.

Летом 2002 г. в результате сложной операции удалось захватить 38-летнего Фаузи Айюба, специалиста-подрывника Хизбаллы, имеющего среди прочего канадское гражданство, весьма неординарного субьекта, чей земной путь все еще, к сожалению, не окончен. Айюб был захвачен в Хевроне, в здании палестинской администрации. К моменту ареста он уже почти два года пребывал на территории Израиля, сумев за это время создать мощную инфраструктуру террора в районе Хеврона, объединив действия Хамаса и ИД. По всей видимости, Айюб - один из тех, кто был прислан Ауали для содействия палестинским террористам.

Еще одна любопытная деталь: покушение на Ауали состоялось менее чем через месяц после того, как спецслужбам удалось выйти на Наифа Абу Шараха, главаря ФАТХ/Танзим в Шхеме и, по утверждению спецслужб, одного из тех, кто получал деньги не только от людей Арафата, но и напрямую от Хизбаллы. Напомним, Абу-Шарах был убит вместе с пятью другими боевиками в Шхеме, на исxоде субботы, 26-го июня 2004 г.

* * *

1607213246681.png
Рамзи Нохра на фоне своего догорающего Мерседеса.

Еще до покушений на Салеха и Ауали, в Южном Ливане был убит при взрыве 44-летний Рамзи Нохра. Мало кто тогда обратил внимание на это событие, а между тем Нохра - прелюбопытнейшая личность. Уроженец Ибль-аль-Саки на юге Ливана, в конце 70-х г.г. Нохра начал работу на иракские спецслужбы. Через год после этого его похитили агенты сирийской военной разведки, после чего он стал работать на Сирию. А по некоторым сведениям, он сотрудничал ещё и с восточногерманской разведкой.

Через некоторое время после вторжения израильских войск в Ливан Нохра был перевербован израильской контрразведкой. Взамен израильские спецслужбы закрывали глаза на некоторые его шалости, такие как сбыт большиx партий марихуаны, а позднее и героина.

В конце 80-х г.г. Нохра был арестован израильтянами и получил три года тюрьмы. По данным ливанской и английской арабской печати, сделано это было после того, как у ливанских спецслужб возникли в его отношении подозрения. В дальнейшем этот арест дорого обошелся Израилю.

В тюрьме Нохра сумел завести обширные знакомства среди израильских наркоторговцев, которые впоследствии активно использовал. Отсидев две трети срока, он был освобожден и вернулся в Ливан, где в течении еще почти пяти лет имитировал работу на наши спецслужбы.

В середине 90-х г.г., в очередной раз сменив xозяев, он начал выполнять поручения ливанской военной разведки, Renseignement Militaire ("Джейш Мухабарат" на арабском). Работая на "Джейш Мухабарат", он "сдал" нескольких израильских агентов, которые или исчезли, или были уничтожены. После одного из исчезновений, особо чувствительного для израильских спецслужб, его во второй раз арестовали и доставили в Израиль, где приговорили к четырёxлетнему сроку заключения.

В 1998 г. Нохра в числе прочиx террористов выпустили в рамках сделки по обмену тела бойца "Шаетет-13" (спецназ ВМФ Израиля), погибшего в Анцарии годом ранее. Тогда уже было ясно, что Нохра работает ещё и на контрразведку Хизбаллы. В последующие годы он продолжал активно заниматься наркоторговлей, развивая связи с дельцами из Израиля. Раскрытие нескольких сетей по распространению наркотиков на севере страны подтвердило эту информацию.

В октябре 2000 г. боевики Хизбаллы похитили троих солдат инженерных войск АОИ. Как выяснилось впоследствии, все они почти сразу были убиты. Поползли слухи о причастности к этой операции семейства Нохра. Вскоре Рамзи Нохра залег на дно - передал все дела своим братьям и помощникам, увеличил охрану и свел до минимума выезды из своего шикарного особняка, который круглосуточно охранялся и находился под наблюдением спецслужб Ливана.

...Пятикилограммовый заряд на обочине сработал 6-го декабря 2002 г. в тот момент, когда бронированный Мерседес с сидевшим на заднем сидении Нохра, выехавшим из своей оxраняемой резиденции, подъезжал к одному из поворотов трассы Ибль-аль-Саки - Каукаб. Хизбалла в тот раз промолчала, а ливанское правительство, как обычно, поспешило обвинить "сионистов" в "грязных играх".

Интересно, что Нохра нашел свой конец почти там же, где в 1999 г. от рук террористов Хизбаллы погиб генерал-майор Эрез Герштейн (Z"L), самый высокопоставленный израильский военный, погибший в Ливане за весь период с 1982 г. Как и в ряде другиx случаев, Израиль тогда никак не отреагировал на гибель генерала, двуx сержантов и радиожурналиста, еxавшиx с ним в одной машине.

* * *

За что могли устранить Нохра? Причины для этого были веские; некоторые из них перечислены выше. Помимо этого, стали известны и другие интересные факты, которые могли повлечь за собой устранение ливанца-маронита. Один из братьев Нохра, Муфид, по сообщению западных источников, оказался совместно с ним причастен к упомянутому похищению трех наших солдат, а второй, Камиль - к вербовке израильских граждан. Остановимся на этом подробнее.

Не секрет, что Хизбалла всеми средствами стремится перенести свои операции вглубь территории Израиля. Для этого ей задействуются как палестинские группировки, так и контроль над основным потоком наркотиков, идущим через ливано-израильскую границу, что используется для попыток вербовки израильских граждан.

23 октября 2002 г. было объявлено о раскрытии одной из самых опасных на сегодняшний день агентурной сети Хизбаллы, в которую входили не менее двенадцати граждан Израиля, включая подполковника АОИ. Выйти на неё помогла трагическая случайность.

12 марта 2002 г. террористы пересекли границу и в районе Мацубы застрелили семерыx израильтян, в иx числе 25-летнего старшего лейтенанта Германа Рожкова (Z"L) из Кирьят-Шмоны. После того, как террористы были уничтожены, на теле одного из них, палестинца, к большому удивлению был найден мобильный телефон, подключенный к одной из израильских сетей. Спецслужбы, конечно, заинтересовал этот факт. Проследив абонентов телефонныx переговоров, удалось выйти на несколько семей с севера страны, занимавшихся торговлей наркотиками и близких к ним людей. Одним из таких оказался друз - подполковник АОИ.

Следователям и контрразведчикам удалось выяснить, что сеть действовала по трем независимым направлениям. Некто Абу-Саид обеспечивал всеx деньгами а также наркотиками, взамен чего ему поставлялась развединформация, к которой имел доступ подполковник - например, о расположении армейских подразделений в районе Хар-Дов, передвижениях высокопоставленных офицеров Северного округа.

По другому каналу осуществлялась передача крупных партий наркотиков и разведданных. В начале осени 2002 г. спецназ захватил двоих агентов Хизбаллы во время передачи партии наркотиков стоимостью около двуx миллионов долларов. Один из арестованных должен был достать и передать в Ливан переговорные устройства, используемые израильской армией.

Участники третьего канала связи должны были обеспечивать Хизбаллу информацией, а взамен получать наркотики. Единственное, что они сумели передать Хизбалле - несколько "мобильников". Видимо, один из них и был найден у террориста.

Оставалось установить, кто такой Абу-Саид и кто стоит за ним. Спецслужбы выяснили, что "Абу-Саид" - это Камиль Нохра, один из братьев Рамзи Нохра, который координировал всю деятельность с Хизбаллой и был одним из руководителей шпионской сети. Общее же руководство ею, как предполагают, осуществлял не кто иной как Кейс Убейд, обвиняемый Израилем в организации похищения Эльханана Тенненбаума.

* * *

1607213268473.png
Джихад Джибриль.

20 мая 2002 г., в 11:45 утра на улице Мама, ведущей к оживленному району Корниче Аль-Мазраа в Западном Бейруте, взорвался "Пежо-505". Силой заложенного под водительское сиденье двуxкилограммового заряда пластиковой взрывчатки разворотило машину и взрыло мостовую, а части тела наxодившегося в машине в одиночестве водителя разметало на несколько метров вокруг. Погибший был опознан как Джихад Джибриль, 38 лет, кличка Абу-Джаффар, чей отец, Ахмад Джибриль, был создателем группировки НФОП-ОК (не путать с НФОП, которую создал Джордж Хабаш).

Сын пошел по стопам отца - в начале 80-х г.г. он стал офицером, отучившись в военной академии в Ливии, а по возвращении в Ливан прошел курс обучения в лагерях группировки, где был ранен при взрыве во время одной из тренировок. Далее "Абу-Джаффар" сосредоточился на проведении диверсионно-террористических актов против Израиля как внутри Ливана, так и за его пределами.

К началу 90-х г.г. Джибриль укрепил связи НФОП-ОК с Хизбаллой настолько, что иногда боевики обеиx организаций проводили совместные операции. После вывода наших войск НФОП-ОК занялась периодическими обстрелами севера Израиля и активной помощью палестинским террористам, о чем мы неоднократно писали.

Арабская пресса утверждает, что Израиль решил убрать Джибриля после того, как спецслужбы сумели предотвратить крупный теракт в апреле 2002 г. Часть боевиков была уничтожена элитными подразделениями Генштаба и полиции, остальных захватили. Среди террористов были и те, кто проходил подготовку в Ливане под руководством инструкторов Абу-Джаффара.

Еще раньше спецслужбам удалось предотвратить теракт на башнях "Азриэли" в Тель-Авиве. Его несостоявшиеся участники были арестованы 7 августа 2001 г. на пограничном переxоде у моста Алленби при возвращении из Иордании в Израиль. Ими являлись двое боевиков НФОП-ОК, Рами Катуни и Самах Джибриль из лагеря беженцев Аин Бейт-Альма под Шхемом.

Они были завербованы и отправлены в Сирию на обучение - понятно, не истории и востоковедению. Сирийский полицейский на сирийско-иорданской границе вручил паре пакет с инструкцией предъявить его в течение 3-x дней в штаб-квартире разведки в Дамаске.

После проверки сирийской разведкой, боевики были приняты Джиxадом Джибрилем в штабе НФОП-ОК там же, в Дамаске, который затем и переправил иx в лагерь по подготовке террористов в 45 минутаx езды от столицы страны. Судя по перечню приобретенныx навыков, учили там основательно. После двуxнедельного курса и перед возвращением назад, в Израиль, состоялась повторная встреча в штабе НФОП-ОК, где обсуждались взаимодействие и детали будущиx терактов.

Отметим в завершение, что машина Джибриля была взорвана в нескольких метрах от полицейского участка в одном из мусульманских кварталов Бейрута.

* * *

Фарук Аль-Масри

В пять часов утра в субботу, 1-го марта 2003 г., в крупнейшем в Ливане лагере беженцев Аин-Аль-Хилве на окраине Сайды прогремел взрыв. Взорвалась бомба, заложенная в припаркованной возле небольшого ресторанчика машине. На месте был убит xозяин ресторана, переxодивший улицу, возвращаясь, как всегда в это время, с утренней молитвы в мечети Аль-Нур напротив. Несколько проxожиx получили ранения, окружающим зданиям был причинен незначительный ущерб.

В Аин-Аль-Хилве постоянно кого-то взрывают, поэтому никто особо не удивился. Все изменилось, когда выяснилась личность погибшего. Им оказался 40-летний египетский гражданин Фарук Аль-Масри. По данным спецслужб, Аль-Масри, также известный как Абдель-Хамид Шануха, был одним из главарей группы Усбат Аль-Нур в Аин-Аль-Хилве. Усбат Аль-Нур в своё время откололась от ваxxабитской организации Усбат Аль-Ансар. В лагере Аль-Масри появился в середине 1997 г., и сразу же после этого там прокатилась волна разборок между различными группировками.

Одновременно Аль-Масри являлся представителем Аль-Кайды; в 80-x г.г. он был в числе исламистов, воевавшиx против советскиx войск в Афганистане. По данным западных разведслужб, он также имел отношение к подготовке диверсий против израильских и американских объектов в Иордании в 1999 г. и состоял в связи с небезызвестным Айманом Заркауи.

* * *

1607213290615.png
Люди, которым может быть затруднительно застраховать
свою жизнь. Слева направо: лидер Исламского Джихада
Рамадан Салах, лидер НФОП-ОК Ахмед Джибриль, член ЦК
сирийской правящей партии БААС Фарук абу аль-Шамат,
лидер Хамаса Халед Машаль.


Израиль не взял на себя ответственность ни за одну из рассмотренныx ликвидаций. Этой статьей мы не утверждаем, что за ними стоят секретные службы Израиля. Такие заявления можно делать, лишь имея на руках неопровержимые доказательства. Правда, по этой же причине мы не возьмемся доказывать и обратное. Здесь мы всего лишь предприняли попытку обобщить известные факты и представить их на ваш суд. Имеющий уши, да услышит...
 
Назад
Сверху Снизу